Накануне профессионального праздника - Дня учителя - «Мурманский вестник» побеседовал с председателем областного профсоюза работников образования и науки Еленой Меркушовой. В нынешние сложные времена вопросам престижа профессии, социальной защищенности педагогов требуется особое внимание. А потому роль профсоюза, традиционно занимающегося как этими, так и другими немаловажными сферами поддержки педагогов, становится особой. О том, какие задачи считает для себя приоритетными мурманский профсоюз образования, каким видится специалистам развитие образовательной реформы, и шла речь.

- Сейчас активно обсуждается инициатива президента России «Наша новая школа», о которой много говорилось в ходе традиционных августовских встреч работников образования. Какие ее положения вам представляются наиболее значимыми?

- Думается, что предложение Дмитрия Медведева прозвучало очень вовремя. В документе заявлен ряд важных тем - таких как «Обновление образовательных стандартов», «Система поддержки талантливых детей», «Развитие учительского потенциала», «Современная школьная инфраструктура», «Здоровье школьников». К ним можно добавлять что-то еще, но в целом получается достаточно идеальная картина. Понятно, что предложенные направления отчасти уже реализовывались в рамках национального проекта «Образование», отчасти мы возвращаемся к тем формам и методам деятельности в системе образования, которые уже использовались на практике и оправдали себя. Мы снова говорим о необходимости повышения статуса педагога, о совершенствовании форм повышения квалификации учителя. Естественно, все это предлагается на новом уровне, в соответствии с теми требованиями, которые сегодня предъявляет жизнь к системе образования.

Особо необходимо сказать, что при реализации новой национальной инициативы не должны быть забыты молодые учителя. В перспективе нас может ожидать дефицит педагогических кадров, поскольку отток учителей старшего поколения все равно происходит. На наш взгляд, нужна федеральная программа по привлечению молодежи на работу в сферу образования, ведь субъекты Федерации сейчас находятся в сложной ситуации.

Сегодня завершается процесс обсуждения новой инициативы президента, и это пока не самый сложный этап. Самое трудное - реализовать эти предложения, поскольку каждое из направлений требует огромнейшей работы, серьезных финансовых и интеллектуальных ресурсов. Наиболее важным и масштабным для областного профсоюза представляется направление «Развитие учительского потенциала». Для осуществления президентской инициативы в проекте есть моменты, которые мы уже реализовывали в рамках национального образовательного проекта в нашем регионе. Пожалуй, первое новшество, появившееся в этом документе, касается того, что педагоги, завершающие педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию, должны иметь возможность получать достойное пенсионное обеспечение, для чего следует всячески поддерживать и развивать надежные государственные пенсионные системы обеспечения учителей.

Очень важен и раздел «Педагогические кадры». В проекте возлагаются большие надежды на пополнение педагогического корпуса за счет новых кадров, не имеющих базового педагогического образования. Вносить эту позицию в документы, по нашему мнению, нужно очень осторожно. Я не знаю, в какой другой сфере могли бы такое предложить? В здравоохранении это невозможно по той причине, что там специалисты работают с людьми, от врачей зависит их жизнь и здоровье. Но разве в образовании ситуация менее серьезная? Кроме того, тезисом о необязательности педагогического образования мы принижаем значение и сложность труда учителя.

- В течение последних нескольких лет ведутся разговоры о введении отраслевой системы оплаты труда. В чем сложность перехода к такому новому порядку?

- Министерство образования и науки РФ ставит задачу: в течение предстоящих трех лет все учреждения образования во всех субъектах Федерации должны перейти на новые системы оплаты труда (НСОТ). Это, кстати, предусматривает и президентская инициатива «Наша новая школа». Конечно, возникает вопрос, какой именно порядок будет вводиться? Сейчас каждому субъекту РФ и даже каждому учреждению предоставлено право устанавливать свою систему оплаты труда. Регионы, принимавшие участие в комплексном проекте модернизации образования, в основном ориентировались на модельную методику Министерства образования и науки России, одновременно в ряде регионов апробировались иные подходы. Мне кажется, субъекты Федерации постепенно приходят к выводу, что нужно ориентироваться на определенные унифицированные, единые принципы оплаты труда. Не случайно сейчас в различных регионах России разрабатываются подходы, идентичные той системе, которая была предложена образовательным учреждениям федерального уровня.

Проект предусматривает совершенствование системы оплаты труда, при которой зарплата педагогических работников ставится в зависимость от качества и результатов педагогической деятельности. Как известно, это процесс перманентный. Наш профсоюз давно ведет жесткую дискуссию с Министерством образования и науки РФ по поводу модельной методики НСОТ. Когда мы говорим о том, что нам необходим единый стандарт образования как основа для сохранения единого образовательного пространства, никто не спорит. Но когда мы начинаем внедрять различные пилотные проекты по зарплате, возникает параллельное правовое поле.

Я не знаю примеров из международной практики, когда бы противопоставление школ и педагогов друг другу приводило к улучшению качества образования. Ведь в школьном коллективе педагоги работают сообща, на одну цель. Они помогают друг другу, проводят открытые уроки, советуются. Сегодня учителя настраивают на личный результат, благодаря которому его зарплата повысится. Этот подход может внести разобщенность в коллективы, учителям станет невыгодно сотрудничать. Над этими непростыми процессами нам тоже придется работать. Ведь до сих пор у нас в России нет единых критериев оценки качества труда учителя.

Председатель правительства РФ Владимир Путин не раз говорил о том, что сегодня нужно предоставить еще большую свободу школам. Это правильно, система образования действительно творческая материя, нуждающаяся в свободе. Но нужно соблюсти баланс полномочий федерального уровня, субъектов Федерации и самой школы. Нам необходимо сохранить единое образовательное пространство, ведь стандарты образования обязательны для всех. В них определены общие требования к образованию в России, в частности, все выпускники школ должны сдать Единый государственный экзамен. Так и в зарплате нужно задать единые подходы и при этом предоставить право каждому коллективу определять качество работы конкретного учителя через стимулирующие выплаты или другие варианты поощрения, предусмотренные системой оплаты труда.

Как я уже говорила, сегодня у нас создалось параллельное правовое поле, поскольку процесс модернизации российского образования позволил регионам выходить за рамки того, что предусмотрено федеральным законодательством в системе оплаты труда. Наш профсоюз будет продолжать переговоры с Министерством образования и науки РФ и с Министерством здравоохранения и социального развития о том, какие шаги нужно предпринять в этом направлении, как попытаться исправить сложившуюся ситуацию.

- Елена Ивановна, а что касается более близких перспектив - будет ли повышена заработная плата работникам образования в 2009-2010 годах?

- Конечно, всех педагогов волнует вопрос повышения зарплаты. Мы предполагали, что в наступающем учебном году с учетом инфляции будет проведена ее индексация. Тем более что такая индексация фондов оплаты труда предусматривалась в одном из вариантов проекта бюджета на предстоящий трехлетний период, который обсуждался на заседании российской трехсторонней комиссии. К сожалению, в июле на заседании правительства РФ при обсуждении бюджета было принято решение в предстоящие три года не повышать заработную плату работникам бюджетной сферы, а значит, и педагогам. Естественно, профсоюз работников образования не может с этим согласиться. Мы продолжим настаивать на необходимости индексации зарплаты уже на уровне Государственной думы, куда проект бюджета поступил в конце минувшего сентября.

- Будущий 2010 год указом президента объявлен в России Годом учителя. На ваш взгляд, каким он будет для наших педагогов?

- Наш профсоюз надеется, что благодаря Году учителя в глазах общественности повысится статус педагога, значимость учительской миссии.

Хочется сказать несколько слов о дошкольном образовании. Профсоюз неоднократно вносил предложения о включении в приоритетный национальный проект системы дошкольного образования. Сегодня мы с удовлетворением можем отметить, что в основные направления нацпроекта «Образование» на 2009-2012 годы планируется включить мероприятия по развитию муниципальных программ образования детей дошкольного возраста с выделением на эти цели финансирования.

Что касается нашего региона, то здесь мы наметили ряд мероприятий, которые хотелось бы провести в крае в рамках Года учителя. Это, во-первых, проведение Фабрики инновационных технологий. Она даст возможность обмена мнениями и технологиями, будет способствовать продвижению инноваций, обмену опытом директоров по оптимизации внутренних резервов с целью увеличения зарплаты педагогам, а также поможет выявить наиболее эффективные примеры социального партнерства между администрацией и профсоюзным комитетом в реализации коллективных договоров, территориальных соглашений между отделами образования и городскими, районными организациями нашего профсоюза.

В 2010 году мы обязательно организуем «круглый стол» со студентами Мурманского педагогического университета по теме «Буду ли я учителем?». Такая встреча позволит нам подготовить почву для реализации направления «Педагогические кадры» в Мурманской области.

2010 год должен стать особенным, поэтому в его рамках областная организация профсоюза с 1 января объявляет конкурс «Любимый учитель», который будет проходить по всему региону. Цель этой акции - привлечение общественного внимания к нелегкому труду учителя. Участниками конкурса могут стать все потребители образовательной услуги Кольского края - бабушки и дедушки, мамы и папы, выпускники и ученики школ, которые путем голосования на сайте назовут своего любимого учителя независимо от того, где находится школа: в Териберке или Мурманске, Апатитах или Алакуртти. Победителей, которые наберут большее количество голосов как любимые учителя, будет ждать профсоюзная премия, всеобщее признание и ценные подарки.

И конечно же, будет проведен наш традиционный фестиваль «Весенние фантазии-2010» для работников образования - в наступающем году он станет более масштабным.

В рамках антикризисных мер и социальной защиты наших работников с 1 января 2010 года мы открываем кредитный союз для членов нашего профсоюза. Кроме того, с 2010 года заключаем договор с Пенсионным фондом «Образование и наука», учредителями которого являются Центральный комитет профсоюза и Федеральное агентство по образованию РФ.

- В заключение - ваши поздравления коллегам, всем педагогам нашего края.

- Я хочу поздравить с наступающим профессиональным праздником всех работников образования - учителей, преподавателей вузов, воспитателей, всех тех, кто с самых малых лет учит нас всему необходимому - тому, как держать ложку, как завязывать шнурки, учит танцевать, играть в волейбол. Я говорю сейчас о работниках дошкольного и дополнительного образования - они часто обижаются, что о них забывают в этот день, ведь у нас нет такого общего праздника, как у медиков - Дня медработника, а есть День учителя. Но в этот день мы должны помнить обо всех наших педагогах, ведь учеба продолжается и потом - мы учимся считать и писать, потом осваиваем сложные науки. За все это спасибо учителям - в самом широком смысле этого слова. Несмотря на нынешнюю сложную ситуацию в экономике, главное - не терять оптимизма. Система образования будет развиваться и совершенствоваться как одна из главных сфер приложения сил государства, а профессия учителя была, есть и будет одной из важнейших в жизни общества. Желаю всем педагогам крепкого здоровья, благоприятных условий для творческой работы, успехов в осуществлении намеченных планов, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. С Днем учителя!

Юлия МАКШЕЕВА