В июле Государственной думой рассмотрен и принят в первом чтении проект нового закона об обязательном медицинском страховании. Предполагается, что в сентябре он будет рассмотрен во втором и третьем чтениях и принят. Чем новый документ отличается от действующего закона? Какие принципиальные перемены принесет он многочисленным пациентам больниц и поликлиник, действующих в системе ОМС? Об этом «Мурманскому вестнику» рассказал заместитель исполнительного директора Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Михаил КРИВОШЕЙ.

- Сколько лет существует система обязательного медстрахования в нашей стране?

- Закон об обязательном медицинском страховании был принят в 1991 году, но реально начал действовать с 1993 года, когда в него были внесены изменения, касающиеся фондов ОМС. Системе требовалась государственная структура, которая бы аккумулировала средства ОМС. Так что с медицинским страхованием мы живем фактически 17 лет.

- Почему рассматривается совершенно новый проект закона, а не поправки к действующему? Он что, совсем плох оказался?

- Я бы так говорить не стал. Однако перемены назрели. И обсуждаемый Госдумой законопроект построен таким образом, чтобы в центре всей системы было застрахованное лицо, то есть пациент. Основная цель - повышение качества оказания медицинских услуг, оказываемых гражданину.

- Так какие же перемены ждут нас - обычных пациентов?

- Хочу сразу предупредить, что ничего революционного в новом законе нет. Все участники ОМС останутся те же. Уточнены функции федерального фонда, территориального фонда, страховых компаний. Все расписано очень подробно и конкретно, такого раньше не было.

Теперь о новом. Во-первых, у пациента появляется право выбора страховой медицинской организации. До нынешнего времени этим занимался страхователь, то есть работодатель у работающего населения, правительство региона - у неработающего. Он проводил конкурс, заключал договоры. Но с 1 января, если закон будет принят в предложенной редакции, каждый сам будет волен определить для себя страховую компанию. Такое право было продекларировано и в старом законе, но не исполнялось. Теперь ни работодатель, ни правительство субъекта конкурсы проводить не будут. Выбор остается за самими гражданами - как работающими, так и неработающими.

- Ну и как, скажем, какая-нибудь престарелая бабушка будет выбирать себе страховую компанию? Разве она в этих вопросах разбирается? Знает, куда пойти, по каким сайтам пошарить, чтобы сделать осознанный выбор?

- Все очень просто. Во-первых, не надо никуда бежать и что-то менять. Когда новый закон вступит в силу (пока предполагается, что это случится 1 января 2011 года), у пациента будет иметься право выбора - остаться в той страховой компании, в которой он сегодня числится, или выбрать другую. Конечно, мы понимаем, что люди не захотят перемен сразу. Но вполне возможно, найдутся страховщики, которые предложат им гораздо лучший сервис.

- А где взять сведения обо всех этих организациях?

- На сайте территориального фонда должна быть размещена информация о страховых компаниях, также ее можно будет узнать из СМИ.

- Посоветуйте, на что надо обращать внимание в первую очередь при выборе страховой компании?

- Конечно, объем медицинских услуг, представляемых в системе ОМС, одинаков для всех пациентов. Поэтому компания может привлечь каким-то дополнительным сервисом. Например, организуют многоканальный справочный телефон и доставку полисов на дом. Сегодня рынка таких дополнительных услуг нет, так как у компаний нет необходимости заинтересовывать пациентов и улучшать обслуживание. Вот увидите, новый закон заставит страховщиков улыбаться своим клиентам, а не относиться к ним как к навязчивым просителям. Сегодня на территории России действует 105 компаний, работающих в системе ОМС. Новое законодательство ужесточает требования к страховщикам, доводит уставный капитал до 120 миллионов рублей, что, скорее всего, сократит количество компаний.

- Обсуждая проект закона, много говорят, в частности, о том, что впервые законодательно будет определена норма получения медицинской помощи на основе федеральных стандартов. Это совершенно новые стандарты или объемы медпомощи были законодательно определены и раньше?

- Разработкой федерального стандарта занимается Минздравсоцразвития РФ. Новые стандарты, касающиеся конкретных заболеваний, появляются постоянно. Они не заменяют старые, а расширяют список. Контроль за их соблюдением осуществляется и в настоящее время. Но теперь в законе это будет прописано более четко.

- А пациент может ознакомиться с тем, какую помощь ему положено получить при его заболевании, чтобы убедиться, что его «не обвесили»?

- Закон дает право застрахованному на получение от территориального фонда ОМС, медицинских организаций информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи.

- Объясните, пожалуйста, о каких дополнительных государственных гарантиях бесплатного оказания медпомощи неработающим пенсионерам идет речь в новом законопроекте?

- Предполагается перечисление из Федерального фонда ОМС в территориальный фонд по две тысячи рублей расчета на одного неработающего пенсионера на оплату дополнительных государственных услуг, оказываемых медучреждениями. Но какие гарантии, пока не ясно. Ждем закона и подзаконных актов.

- По законопроекту пациент может выбирать лечебное учреждение и врача, то есть получать помощь в любом медучреждении системы ОМС. Причем саму систему предполагается расширить за счет медицинских организаций любой формы собственности. А зачем нужны ОМС, скажем, частные больницы? И какую выгоду преследуют те, вступая в систему обязательного медицинского страхования?

- Чем больше медучреждений входит в систему, тем выше конкуренция, тем больше они будут стараться привлечь к себе пациента, тем шире возможности пациента. С другой стороны, вступив в нее, частные предприятия также расширяют свои возможности. Это было и раньше. Они могли работать в системе ОМС - при условии целесообразности этого. По новому же закону будут обязаны принимать всех.

- А перепадет ли что-нибудь частным медучреждениям, если они войдут в систему ОМС, от той программы модернизации здравоохранения, которая будет реализовываться в течение двух следующих лет?

- В новом законе отдельной статьей описано прохождение средств на модернизацию: как они будут направляться из федерального фонда в субъекты, какие суммы выделяются по разным направлениям программы. Но средства эти будут поступать только в государственные и муниципальные учреждения. Частные организации ничего не получат.

- Итак, новый закон ОМС обещает усиление гарантий прав граждан, улучшение качества и доступности медицинской помощи, развитие регионального здравоохранения. То есть все для пациента. А когда мы все почувствуем отдачу от нововведений, когда закон заработает в полную силу?

- Когда будет принят. Надеемся, что со следующего года.

Галина ДВОРЕЦКАЯ