В нынешнем учебном году аспирант МГТУ Роман Истратов стал стипендиатом правительства России. Сегодня он единственный аспирант вузов нашей области, усилия которого поощрены таким образом. И, разумеется, дополнительные деньги для молодого ученого лишними не будут (хотя он совмещает учебу с работой - надо ведь и семью обеспечивать). Но главное, как он признается, не они.

- Для меня значим сам факт, - говорит Роман. - Главное, что работу заметили. Следовательно, направление исследований выбрано верно. И то, чем я занимаюсь под руководством научного руководителя Александра Михайловича Прохоренкова, - важно. Важно с точки зрения приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России. Ведь именно с этих позиций, как обозначено в приказе министерства образования и науки РФ, и оценивались заявки претендентов...

Вот уже два года Истратов разрабатывает координирующую систему управления инфраструктурами морского порта в составе Мурманского транспортного узла. Занялся этим вскоре после того, как получил диплом Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. Вернулся в родной Мурманск и поступил в аспирантуру при кафедре автоматики и вычислительной техники технического университета. Пришел не с пустыми руками, а с задумками, касавшимися Мурманского порта. Хотел заняться разработкой автоматизированной системы управления одной из его структур. С этим по совету знакомых и обратился к профессору Прохоренкову.

Сегодня молодой ученый вспоминает о том разговоре с улыбкой:

- Александр Михайлович сказал, что мое предложение - вариант для дипломной работы толкового выпускника вуза, но не для кандидатской. А поскольку он подготовил ряд весьма уважаемых специалистов, его мнение было для меня определяющим.

Профессор посоветовал будущему аспиранту взять шире - весь порт. И копнуть глубже - в разрезе будущего транспортного узла. Задача сложнее, но и перспективней - такая, которой пока никто у нас не занимался.

- В основе всего - системный подход, обеспечивающий оптимальное управление транспортным узлом с применением логистических принципов. Основная проблема взаимодействия всех, кто участвует в обработке грузов, - отсутствие в Мурманской области логистических центров, как регионального, так и отдельных портовых. И это создает сложности в управлении перевозками. Пока каждая структура, даже, к примеру, такая продвинутая, как ЗАО «Агросфера» - стивидорская компания, занимающаяся перевозками апатитового концентрата, а также терминал для перегрузки продукции «Норникеля» или сам морской торговый порт, - все имеют собственные системы управления. Замкнутые. Должного обмена информацией друг с другом нет. Логистический центр не случайно был заявлен как приоритетное направление в развитии Мурманского транспортного узла. Он предполагает получение информации от всех структур. Каждая предоставляет свои сведения и получает их от других: о железнодорожных перевозках, прибытии и отправке грузов, их перевалке. Это как в часовом механизме, где все шестеренки и колесики должны вращаться одновременно, в такт. Так и транспортный узел, чтобы работать четко, должен стать единым целым. Транспортная система России в целом до 2030 года должна ускоренно развивать логистическую инфраструктуру. А ее основа - портовые складские и грузоперевалочные мощности. Пока же наши морские и речные порты нередко оказываются узким местом в глобальной цепи поставок. Дефицит портовых мощностей уходит корнями в период плановой экономики, когда страна развивала в основном терминалы на внешних границах. И сегодня наиболее современными портами и логистическими комплексами оказались обеспечены страны Балтии.

Создание Мурманского транспортного узла, который в перспективе может стать одним из крупнейших в мире, имеет стратегическое значение. Незамерзающий порт и связь с Северным морским путем - его главные козыри. Но они не станут таковыми без наличия объединенной информации о движении всех грузовых потоков, которая требуется для оперативного анализа и принятия точных управленческих решений. А следовательно, необходима и система управления, способная оперативно реагировать на любые изменения при выполнении смешанных перевозок. Цель - единство внутренней и внешней, то есть между партнерами, логистики каждого участника перевозок. Только тогда отдельные звенья станут настоящей транспортной цепочкой. Научно обеспечить такое единство и намерен мурманский аспирант.

- Тема работы очень актуальна. Во всем мире транспорт работает в составе логистических систем, у нас же ее сегодня нет, - отмечает профессор Александр Прохоренков. - Вопросы взаимодействия поставщиков решаются пока лишь с помощью электронной почты или звонков. А координация действий осуществляется по методике полувековой давности. Но так не может оставаться и дальше. Грузооборот нашего порта к 2020 году должен увеличиться в пять раз, и обмен информацией между грузоотправителем и получателем очень актуален. Нужна надежная система связи, чтобы оперативно определять схему передвижения и судов, и вагонов... Вот эти вопросы мы и изучаем.

- Сегодня главный грузооборот приходится на Голландию. Ее порты - пока лишь наша мечта, - говорит Роман. - Там практически исключен человеческий фактор. Только снятие контейнера с судна и постановка на специальную машину происходят под непосредственным контролем работников. Дальше на огромной территории со всем управляется робототехника. Разноцветные, в зависимости от находящихся в них грузов, контейнеры перепутать практически невозможно, и автоматика передвигает их, как детали огромного пазла. У нас же перемещение контейнеров от начала и до конца требует обязательного человеческого присутствия. В общем, менять надо многое.

Наработки молодого ученого успели превратиться в публикации и доклады - и в России, и на Украине, где на ежегодной конференции в Одессе обсуждается развитие портовых структур. Сделано уже немало. И заявку на правительственную стипендию Роману предлагали подать еще в прошлом году. Но вместе с руководителем практики они решили, что надо подготовиться получше. Чтобы уж наверняка... Был написан объемный отчет о работах, исследованиях, первых результатах. Итог, как говорится, налицо. Но, по мнению аспиранта, «высокопоставленная» стипендия - не столько повод для гордости, сколько дополнительная ответственность. Ведь самое главное, чтобы разработки нашли практическое применение, оказались полезны для развития экономики региона.

В конце 2013 года Роману Истратову предстоит защищать диссертацию, и к этому времени он намерен все просчитать, создать необходимые математические модели. В итоге должна получиться некая универсальная система управления, которая, по мнению автора, способна найти применение не только в Мурманске. Ее можно будет вплести в любой узел.

Юния ВАЛАМИНА