Осень окончательно вступила в свои права. И речь не только о климатической смене сезона: окончательно произошла смена и сезона кинематографического. Лето с его засильем мегабюджетного «семейного» кино кончилось - на экраны выходят ленты, рассчитанные на совершенно иную целевую аудиторию. Этот прокатный формат, ранее свойственный только для США, постепенно прижился во всем мире, в том числе и в нашей стране. Показательна в этом отношении первая пятерка отечественного киночарта.

Номер первый нежданно-негаданно - биографическая драма «Джобс: империя соблазна». Мизерный бюджет (13 миллионов долларов!), полное отсутствие звезд (исполнитель заглавной роли Эштон Катчер известен прежде всего как экс-«мистер Деми Мур») - и кассовые сборы, составившие в первый уикенд почти 20 процентов от американских! И это притом что столь любимый в США жанр кинобиографии (байопика) в России обычно воспринимают без энтузиазма.

Экстраординарный случай? Однако подобные сюрпризы будут наверняка ждать нас и в нынешний уикенд. Ведь новинки этой недели, как на подбор, в чем-нибудь, но «самые».

Самая скандальная лента - «Околофутбола» Антона Борматова («Чужая») о нелегких трудовых буднях отечественных футбольных хулиганов. Премьерный показ картины, состоявшийся на Санкт-Петербургском фестивале, зрителями был встречен на ура. Жюри считало иначе и уже в ходе фестиваля приняло беспрецедентное решение исключить «Околофутбола» из конкурса с формулировкой «за антигуманизм».

Впрочем, чего иного можно было ждать от спродюсированной Сергеем Сельяновым (постоянно работавшим с Алексеем Балабановым) ленты, первоначальный сценарий которой написали… сами футбольные фанаты из группировки Flint,s Crew. Фанатам же принадлежит и подавляющее большинство восторженных откликов (в первую очередь - за достоверность), остальные же углядели в ленте преимущественно растянутый на полный метр рекламный ролик фанатского движения.

В противоположность «Околофутболу» полнометражный дебют Екатерины Телегиной «Привычка расставаться» получился крайне милым, очаровательно легкомысленным - ну просто самым романтическим! Юная красотка (Анна Константинова), переживающая одно увлечение за другим, никак не может найти свою половинку и решает встретиться со всеми своими увлечениями вновь. Ничто не ново под луной - подобное мы видели в комедии «Сколько у тебя?» с Анной Фэрис. Но учитывая, что «Сколько у тебя?» была провальной во всех отношениях, и что «Привычка расставаться» была оценена критиками положительно, можно считать, что эта картина - просто мастер-класс на тему «как снимать романтические комедии». (Кстати, романтики в фильм добавляет и участие Данилы Козловского.)

Самая неприличная новинка - «Страсти Дон Жуана». Это тоже режиссерский дебют - Джозефа Гордона-Левитта («Темный рыцарь: начало»). А еще Гордон-Левитт также написал сценарий ленты и сыграл в ней главную роль. Дон Жуан здесь показан с изрядной долей сатиры. Красавец-мужчина в полном расцвете сил, у которого нет отбоя от женщин, но который их прелестям предпочитает… кино для очень взрослых! Однако от судьбы не уйдешь - наш Дон Жуан встречает свою единственную (Скарлетт Йоханссон). Теперь он должен сделать такой трудный для него (и такой смешной для зрителя) выбор между двумя одинаково дорогими его сердцу страстями.

«Страсти Дон Жуана», премьера которых состоялась на фестивале независимого кино в Сандэнсе, получили очень высокую оценку критиков и по количеству похвальных рецензий обошли все остальные новые ленты недели.

Самая достоверная картина недели - «Vа-банк», кино об азартных играх. В этом она превосходит даже «Околофутбола». Почему? Потому, что Бен Аффлек - исполнитель главной роли, владельца сети подпольных интернет-казино, сам является азартнейшим игроком, установившим рекорды по выигрышам (и по проигрышам). Вообще же «Vа-банк» - хорошая средняя картина со стандартным сценарием (новичок попадает в полный опасностей мир, где набирается ума-разума), уверенной режиссурой (Брэд Фурман - «Линкольн» для адвоката») и прекрасным актерским составом (помимо Аффлека - Джастин Тимберлейк и Джемма Артертон).

Ну и наконец - самая интригующая: триллер «Пленницы» канадского режиссера Дени Вильнева («Пожары»). Драматургически лента очень оригинальна, представляя собой вывернутое наизнанку «Молчание ягнят». Здесь будет и похищение (вот только похитят предполагаемого маньяка), и свой Ганнибал (но не каннибал!) Лектер - детектив с «говорящей» фамилией Локи, Клариссой Старлинг же станет отец жертв - двух пропавших девочек. В США «Пленницы» стартовали с первой позиции и получили очень хорошую прессу. Особо была отмечена игра актерского дуэта Джейка Джилленхола (детектив) и Хью Джекмана (отец жертв), ставшая стержнем успеха картины.

И вот еще что: все эти ленты настолько буйные и «самые», что все идут под волшебным грифом «16+».

Алексей Гулянин