- Артемушка, любимый мой мальчик! Если тебе не жалко, можешь купить мне пару десятков стульев в этот кабинет. А если нет, то, пожалуйста, не отвинчивай полочку от подлокотника, не на чем потом будет писать.

Стулья в кабинете музыки гимназии № 8 модерновые - к подлокотнику прикручен столик, но так и чешутся руки у двенадцатилетних непосед его на прочность проверить...

- Так, я пока в Майами не собираюсь, а потому самолет мне ни к чему. Давай-давай сюда, после урока заберешь, - в руках у учителя музыки Любови Савченко бумажный истребитель.

Самое начало урока, и ребята еще не отошли от вольности большой перемены. Шум стоит неимоверный, и вдруг - тишина. Любовь Дмитриевна начала урок и словно заворожила неугомонных сорванцов богатым, с яркими переливами голосом.

- Сегодня мы с вами поразмышляем, как музыка связана с другими видами искусства, - говорит Любовь Дмитриевна. - А для начала скажите, как вы считаете, когда появилась музыка?

- Тогда, когда появился человек... - резонно заявляет Снежана.

- Так, молодец. А в каком виде она появилась?

- В виде постукивания!

- Чем? Кулаком о голову?

- Не-ет. Камнем о камень, палкой о дерево.

- А вот представьте: сидят люди в дождь в пещере и слышат, как сверху дождь стучит... - заговорщически говорит учитель, - или...

- ...Или как птицы поют, как тигр ревет, как гром гремит, - подхватывают ребята. - А еще как пурга завывает, как костер трещит, как листья шепчут, как ветер свистит...

- А потом эти первобытные люди пытались эти звуки повторить, - подводит итог девочка с первого ряда. - И это уже была музыка. Первая музыка, да?

- А если совсем тихо сидеть, услышишь, как падает снег, - мечтает вслух одна ее соседка.

5 «А» - не самый легкий в гимназии, не самый прилежный и дисциплиной не блещет. И поэтому особенно ценно то внимание, с которым эти ребята смотрят сейчас на своего педагога. Не отрывая глаз от ее лица, лишь иногда переводя их на интерактивную доску, на которой возникают и сменяются рисунки, угадывая ответы на ее вопросы, ожидая одобрения и поддержки. И какие же они в этот момент красивые и одухотворенные.

Любовь Савченко - победитель недавно прошедшего конкурса «Учитель города-2013», уже с трех лет знала, что будет только учителем. Прекрасное музыкальное образование, яркая внешность, отличные вокальные данные - она вполне могла бы попробовать себя на эстрадных подмостках. Но в ней победил педагог. И любимых своих педагогов-наставников она помнит до сих пор, начиная с детского сада. Всех, кто учил ее в школе, музучилище, университете.

- Эти люди настолько замечательны в своей профессии, что я тоже хотела стать похожей на них. Мои сверстники хотели стать балеринами, актерами, космонавтами, а я, как говорила мама, - «учителкой». Многие мои однокурсники сейчас на сцене - поют, играют, а я обожаю работать с детьми. Я без них просто не могу. Вот иногда так устаешь за учебный год, ждешь каникул с нетерпением. А уже в середине лета начинаешь скучать по детям и по гимназии.

- Но от того, что слушают порой наши дети сегодня, жуть берет. Взять ту же «Красную плесень», с ее хулиганскими, пестрящими незензурщиной, песнями, диски которой свободно можно купить. Удается уберечь детей от подобной чернухи?

- Эстрада у нас действительно сейчас на довольно низком уровне. Но каков спрос, такое и предложение. Многие ребята просто не знают истинно прекрасной музыки, а потому я с первого класса пытаюсь привить им в этом смысле хороший вкус. Это не обязательно только классика. Это истоки рока, «Битлз», джаз, Высоцкий. И когда школьники знакомятся с этими направлениями, они сами расставляют правильно точки над i. А просто говорить им, что вот это плохо, а это хорошо, бесполезно. Нужно показать прекрасное. Скажи просто: сейчас будем слушать Клода Дебюсси - классика французского музыкального импрессионизма, начнут зевать. Но стоит поставить им «Девушку с волосами цвета льна» или «Лунный свет», они замирают потрясенные. А уж когда я говорю о любимом Рахманинове, даю видео с концертов, живое исполнение - они не шелохнутся, так слушают.

- В советское время в школах мы традиционно сбегали с уроков музыки. Да и вели их, как правило, учителя домоводства, пионервожатые, а пели песни сплошь патриотические.

- У нас в гимназии совершенно другое отношение к этому предмету. Наша директор Елена Ивановна как-то очень верно сказала: «Музыка ребенку лечит душу». Трудно не согласиться, правда? А потом посмотрите, как изменился состав предметников на конкурсе учителей. Побеждают не только математики, словесники, физики. Даже в нашем конкурсе призеры конкурса в номинациях «Педагогический дебют» мой коллега - учитель музыки из гимназии № 9 Николай Бушмакин и учительница физкультуры школы № 44 Ольга Серова. И это знаковое явление. Очень важно, чтобы наши ученики не только задачки как орешки щелкали, но и росли физически совершенными, здоровыми и духовно развитыми людьми.

Любовь Савченко призналась, что никак не ожидала, что победит в конкурсе. А вот директор гимназии Елена Васькова нисколько не удивлена.

- Понимаете, у Любови Дмитриевны очень творческая натура. У нее всегда сияют глаза. А когда в человеке горит искра творчества, искра настоящего педагога, то, наверное, так звезды складываются, что победа неизбежна.

Михаил КАСК, капитан дальнего плавания:

- Несмотря на то, что я уже перешагнул за 90, своих учителей помню всю жизнь. Первая учительница Анна Федоровна учила меня в архангельской школе № 3. На ее уроках я сидел просто не дыша, внимал каждому слову, особенно, когда она с выражением, словно в театре, читала нам «Дубровского» Пушкина. И когда как-то моя мама пожаловалась ей, что Миша дома балуется, озорничает, Анна Федоровна ахнула: «Вот полжизни бы отдала, чтобы посмотреть, как это Миша и вдруг - балуется! Самый прилежный в классе ученик!»

А любимая учительница всего нашего класса уже в мурманской школе № 17 была Милица Михайловна Гапонова. Юная, обаятельная, она своей энергией зажигала нас всех. Преподавала наша Милиция (так мы ее звали) математику и физкультуру. Дружбу с ней мы пронесли через всю жизнь. И даже когда она уже уехала в Москву, выйдя на пенсию, то каждый год приезжала в Мурманск, чтобы встретиться с нашим классом.

Валерий БАБУРИН, председатель Мурманской региональной благотворительной общественной организации «Улица»:

- В мурманской школе № 22 я был двоечником и невероятным хулиганом. Прогуливал уроки, и плевать мне было на оценки. И вот в 7 классе пришла к нам классным руководителем Алина Александровна Малышкина. Она была не просто учитель русского языка и литературы, но и поэтесса, писательница. А еще - уникальной доброты и отзывчивости человек. Конечно, она очень расстраивалась. когда приходилось влеплять мне «пары», но ужасно радовалась, когда я отвечал хотя бы на 4.

Помню, как Алина Александровна провожала меня в армию. Подарила мне, раздолбаю, красивый альбом для армейских фотографий и книгу Бунина «Антоновские яблоки». А еще стихотворение-напутствие для меня - зеленого призывника. Там, в армии, я начал много читать. И вот только благодаря Алине Александровне, которая посеяла в моей душе вечного двоечника зерно любви к русской литературе, я читаю уже долгие годы Чехова, Толстого, Достоевского, окончил вуз и надеюсь, приношу пользу на работе.

Нина Антонян