- Несадиковских детей видно сразу. Они залюбленные, чуток диковатые - поначалу побаиваются деток. Они втягиваются, когда занятия интересны. Хочется общаться, участвовать - и стресс проходит. Обычно период адаптации занимает несколько занятий, ну а через месяц все уже точно привыкают. Если возникают трудности, можно заниматься вместе с мамой. А уж до трех лет мамино присутствие обязательно. Она - авторитет, без нее никуда. На «малышовых» занятиях родительницы у нас все танцуют, делают такие же упражнения, как и дети, - Наталья Колтунова рассказывает о работе своего центра раннего развития, одного из самых популярных в Мурманске.

Больше сотни детей и очередь на запись - два года назад, задумав вместе с подругой организовать детский центр, Наталья не представляла, что добьется такого успеха. Родители привозят сюда своих чад даже из Североморска. А те, кто планируют заниматься в «Ладошках» - так называется центр развития, до того, как получат место в обычном садике, зачастую, походив месяцок в госучреждение, вновь возвращаются сюда.

- К нам идут «на педагога», - говорит Наталья. - Костяк сложился сразу, в основном из людей, которых я хорошо знала, например, моих бывших коллег (Колтунова учитель по образованию, шесть лет проработала в школе). А один наш преподаватель - мамочка, которая год водила сюда собственного ребенка.

Наташа гордится, что все ее сотрудники исключительно дисциплинированные. Видеонаблюдение, выведенное из каждого класса в коридор, где ожидают маленьких учеников папы и мамы, вроде как и лишнее. Оно скорее не для контроля, а для родительского спокойствия: на экране видно, как ведет себя малыш, как реагирует на других детей и педагога, какие испытывает трудности. Да и вообще непривычным к расставаниям «несадиковским» семьям так проще: малыш всегда под маминым присмотром.

Спрашиваю, в каком возрасте ребенку пора входить в детский коллектив? И до какого обязательно нужно оставаться с мамой?

- С мамой? До конца жизни! - восклицает собеседница. - Мама - это главное. Ну а социализацией малыша пора заняться уже с годика. Но постепенно, дети все разные. Кто-то уже на первом занятии мне ручку дает, а кто-то привыкает долго, это индивидуально, и ориентироваться нужно только на своего ребенка. Что касается садика, то к нему, я уверена, нужно готовить. Хотя бы за год. 70 процентов детей, которые год занимались у нас, потом гораздо легче пошли в сад, чем другие их сверстники. Они привыкли к коллективу, к занятиям, им не страшно.

В «Ладошки» ходят малыши от года до семи лет. Творческие занятия, подготовка к школе, детский фитнес - направлений много, каждое, по сути дела, авторское - единой методики раннего развития в клубных учреждениях не существует. Поэтому каждый преподаватель фактически создает свою, комбинируя элементы различных систем, в том числе Монтессори. А еще используют то, что успевают почерпнуть на различных семинарах.

Самые популярные группы - по подготовке к школе. Есть двухгодичная, есть и ускоренный курс. Мамы записывают будущих первоклашек к своего рода репетиторам, которые призваны не только психологически подготовить к новому этапу в жизни, но и вложить в голову шестилетки здоровенный пласт знаний. Буквы, звуки, слоги, чтение, счет - в нашем с вами детстве все это успевали пройти в первом классе. Теперь же родители стремятся, чтоб к 1 сентября малыш уже имел немаленькие знания. И это, увы, не блажь пап-мам, а... требования школы. Нет, открыто вам никто не откажет в приеме в 1-й класс, если дитя не знает алфавита, и экзамен по алгебре сдавать кроху не заставят. Но, как уверяют родители, нынешние программы начальной школы сложны даже для них самих.

- Перед школой непременно надо походить на курсы подготовки - они есть и самые разные частные, и при некоторых школах, - говорит Наталья Колтунова. - Дело в том, что школьные программы сейчас чрезвычайно сложны, - я считаю, даже неоправданно сложны, завышены. Настолько, что многие родители, записав первоклашку в гимназию, впоследствии переводят в обычную школу, чтобы хоть немного разгрузить. Так что ребенку лучше облегчить задачу, позаботясь о его знаниях заранее. Вдобавок сейчас занятия идут в очень быстром темпе, далеко не все успевают усвоить материал. В общем, желательно, чтобы в школу ребенок шел читающим.

При этом собеседница предупреждает: увлекаться различными курсами, перегружая киндера, тоже вредно. Во-первых, каждому по потребностям, а во-вторых, здоровье в полярную ночь и так ослаблено. Поэтому с интеллектуальной нагрузкой лучше не перебарщивать. И разумеется, не забывать о физической.

Татьяна БРИЦКАЯ