На прошлой неделе случилось то, чего и следовало ожидать. Сиквел «Голодных игр», «Голодные игры: и вспыхнет пламя» с легкостью одолел всех своих конкурентов и воспарил на первое место отечественного киночарта. (В США произошло то же самое.) Это же в относительных цифрах - сборы новой ленты почти вдвое превышают сборы остальных четырех первой пятерки вместе взятых. Критики по-прежнему благожелательны ко второй части «Голодных игр». Правда, за неделю количество отрицательных рецензий несколько возросло. Однако в том, что эта картина получилась лучше первой части, согласны все.

Кассовые дела другой новинки прошлой недели, мультфильма «Спасти Санту», оказались далеко не так блестящи. Ему не удалось пробиться в первую пятерку, мультфильм восприняли крайне вяло и критики-профессионалы, и критики-любители из числа завсегдатаев кинематографических интернет-порталов. Рождественская полнометражная анимация - что о ней писать в ноябре? Вышла бы она под Новый год… В общем, раскручивавший эту картину «Юмор FM» поставил не на ту «темную лошадку».

С новинками этой недели ничего экстраординарного ни в ту, ни в другую сторону не произойдет. Они - крепко сбитые картины на твердую тройку по классической пятибалльной системе, где кол такая же полноценная отметка, как и пять. Именно такие фильмы обычно и нужны зрителю, пришедшему в кинотеатр: парадоксально, но для многих Сокуров и Уве Болл часто кажутся птицами одного полета.

Наиболее дискуссионная из новых лента - «Паганини: скрипач дьявола». Но, если выделить главное в спорах вокруг фильма, то оно сводится к единственному вопросу: исполнение роли Паганини актером-непрофессионалом, скрипачом-виртуозом Дэвидом Гэрреттом - плюс или минус? Абстрактно говоря - минус. Считающие, что образ скрипача способен воплотить на экране только скрипач, ничего не понимают в технологии кино: для правдоподобной «игры Паганини» достаточно умелого монтажа. Гэрретт мог играть и за кадром, а актерскую сверхзадачу за него мог выполнить специалист этого дела.

Учитывая бурную историческую эпоху, в которую довелось жить Паганини, такое творческое решение могло стать опорой для масштабнейшего кинополотна, но другой масштаб, это и другие деньги! Соответствующей оказалась и драматургия ленты «Миллион алых роз» в стилистике «секс, наркотики, рок-н-ролл», даром что во времена Паганини рок-н-ролла еще не было. Режиссер (и сценарист) картины - тоже не из первой десятки: в фильмографии Бернарда Роуза «Анна Каренина» (с Софи Марсо) соседствует с фильмом ужасов «Кэндимэн» и криминальной комедией «Мистер Ганджубас».

С другой стороны, создатели «Паганини…» и не нацеливались на шедевр. Бернард Роуз - середнячок, но свой гонорар отрабатывает честно. В ролях - Джаред Харрис («Шерлок Холмс: игра теней»), Кристиан Маккэй («Гонка»), Джоэли Ричардсон («Аноним»), а также динозавр европейской киноклассики (он снимался еще у Висконти) Хельмут Бергер. Ну и на Дэвида Гэрретта тоже посмотреть интересно, не говоря уже о том, чтобы послушать - саундтрек «Паганини…» аранжировал тоже он.

Кинопроцесс на голливудской «фабрике грез» иногда подобен лавине. Один удачный фильм вызывает появление еще нескольких, решенных в том же ключе, за ними следуют еще и еще - и так до первых провалов. Триллер «Последний рубеж» - наглядная тому иллюстрация. После успеха нескольких лент с, казалось бы, давно вышедшим в тираж Сильвестром Сталлоне разом запустили несколько проектов с его участием. Один из них - «Последний рубеж», сочиненный самим Сталлоне: по его словам, это должен был быть «Рэмбо V».

Но тут удача повернулась к Сталлоне спиной, и он отказался от съемок в фильме - главную роль сыграл Джейсон Стэтхэм. Компанию ему составили Джеймс Франко («Лавлэйс»), Вайнона Райдер («Черный лебедь»), Кейт Босворт («Соломенные псы»), в качестве режиссера выступил Гэри Фледер («Целуя девушек»), последние десять лет работавший только на телевидении. Сюжет - типичный для «экшна старой школы»: агент ФБР под прикрытием приезжает в провинциальный городок, который оказывается гнездом наркомафии, он решает вмешаться, далее - смотрите любой триллер со Стэтхэмом.

В принципе, «в главной роли Джейсон Стэтхэм» - достаточная характеристика для фильма. Аналог от отечественного производителя - «по мотивам произведений Андрея Кивинова». Основой для криминальной комедии «Курьер из «Рая» стала его повесть «Черный мерин». Эффект дежавю усиливают слоган: «От создателей «Каникул строгого режима» и вездесущий Гоша Куценко в одной из ролей. Актерский ансамбль построен по американским лекалам. Не слишком опытные, но киногеничные Евгений Ткачук и Елизавета Боярская играют центральных персонажей, второплановых - Дмитрий Дюжев, Игорь Скляр, Екатерина Климова, Артем Ткаченко, Дмитрий Нагиев плюс Куценко.

Сюжет, как и все у Кивинова, закручен и вместе с тем правдоподобен. Простой курьер, решив произвести впечатление на девушку своей мечты, берет под залог квартиры «Мерседес». «Мерина» угоняют, квартиру отбирают - и курьеру, чтоб не забомжевать, приходится отправляться на поиски…

Режиссер «Курьера из «Рая» - Михаил Хлебородов. Несколько лет проработав клипмейкером, он в 2007-м дебютировал фантастическим триллером «Параграф 78», амбициозным и маловразумительным гибридом «Сталкера» и «Обители зла». Новой лентой он резко снизил «горизонт мечты». «Курьер из «Рая» - это просто еще одна экранизация Кивинова. Хороший средний фильм - не больше, но и не меньше: как раз то, что нужно обычному зрителю.

Алексей ГУЛЯНИН