- Брали по шесть телевизоров в одни руки. Какой-то мужчина попросил меня замерить габариты упаковки от «плазмы». Говорю: «Зачем? И так ясно, что в машину влезет». А он отвечает: «Мне надо знать, влезет ли в мою кладовку. Я впрок беру».

Сотрудница мурманского магазина бытовой техники устало показывает нам с коллегой «масштаб бедствия». Строго говоря, бедствием это назвать с точки зрения продавцов сложно. Скорее, негаданная удача. За неделю северяне смели с полок едва ли не весь ассортимент электроники и бытовой техники. К обычному предновогоднему ажиотажу прибавилась паника, связанная с «черным вторником» и дальнейшими колебаниями рублевого курса.

- А тут у нас были духовые шкафы, - в голосе девушки элегическая грусть.

В фанерных конструкциях зияют дыры, заменить проданный товар нечем. Рядом пустые стеллажи, где некогда стояли электроплиты, стенды, на которых демонстрировались вытяжки. Брали все. Правда, почему-то наибольшим спросом пользовались телевизоры. Видимо, правы те, кто уверяет: зависимость россиян от «ящика» зашкаливает. Прямо-таки культ какой-то! Но сколько же голубых экранов нужно для счастья «простой советской семье»?..

- У нас даже на складе ни одного телевизора не осталось, - разводят руками продавцы.

Понятно, что срочные капиталовложения в «элементы сладкой жизни» связаны с боязнью скорого повышения цен. Действительно, если в первом магазине, куда мы с фотокором наведались, стоимость оставшихся - немногочисленных, правда, - товаров не шокировала, то во втором были развешены красноречивые объявления: «Идет замена ценников». Хотя тотального повышения нет. В иных торговых точках цифры на ценниках по-настоящему взлетели, причем, на мой, чисто дилетантский, взгляд, на товары, явно завезенные не вчера. В других все по-старому и даже действуют неплохие скидки. Тут, видимо, многое зависит от совести предпринимателей.

Знакомый, например, рассказал, что, будучи в командировке, не успел сразу выкупить заказанную через интернет-магазин и отгруженную аппаратуру. По приезду обнаружил, что за неделю на ожидавший его плеер требуется вдвое большая сумма, чем та, которая действовала в момент отгрузки товара. Дилеров понять можно: ажиотаж опустошил витрины в декабре, а вот какой будет январская выручка, сказать сложно. Логично ожидать падения спроса, так что сейчас торговые точки зарабатывают, что называется, впрок.

- Уже наметился небольшой спад, - говорит Алексей Мальцев, руководитель отдела продаж одного из автосалонов Мурманска. - Основной бум продлился две недели, примерно с 5 до 20 декабря, когда произошел скачок курсов валют.

На машины предновогодний спрос отмечали всегда, однако на этот раз он оказался выше процентов на сорок. Моделей в наличии в салоне не осталось вовсе, и все блестящие авто, красующиеся в торговом зале, уже нашли владельцев. Впрочем, на складах еще кое-что есть. Машина все-таки не телевизор, упряжками железных коней не разбирали. Да, в новом году подорожание будет - это привычное явление, но если говорить о брендах премиум-класса, то цена на них растет не так быстро, как на бюджетные варианты. Да и на целевую аудиторию таких салонов кризис влияет меньше: на покупки здесь тратят явно не последние деньги, а сбережения хранят в том числе в валюте.

Случилась ли драка за последнюю машину в мурманском автосалоне, новость о которой вышла в топ на прошлой неделе, так и осталось доподлинно неизвестным. Хочется надеяться, что это, как говорят завсегдатаи Всемирной сети, фейк - неправда...

Машины, телевизоры, микроволновки, мобильники - не в них счастье и не в них Новый год. Он, конечно... в мандаринах и шампанском. Вечерами к продуктовым не пробиться. На днях, проезжая мимо гипермаркета, удивилась нетипичной пробке исключительно в правом ряду - у поворота к магазину. Как выяснилось, на парковке у потребительской мекки местного масштаба закончились свободные места. И народ за баранками терпеливо ждал прямо на дороге.

Но если в выходные казалось, что в очереди в кассу можно дождаться Нового года, то вчера страсти вроде как улеглись. Корзины и тележки, разумеется, полны с горой, но пустых полок не увидишь - наесться впрок еще никто не пробовал. Самые большие закупки делают те, кто затаривается не для себя, а для будущего корпоратива. Спиртное - ящиками, коробки конфет - стопками. Те же, кто занят заботами о празднике домашнем, не особенно шикуют.

- Проводить все предпраздничные дни в магазинах и очередях скучно, - говорит мне девушка, в корзинке у которой совсем не густо. - Лучше потрачу время на украшение квартиры и выбор фильмов для просмотра в новогоднюю ночь. Главное, чтоб мандаринами пахло и елкой. Ну и желание загадать успеть!

Татьяна БРИЦКАЯ.