- Ну что, поехали?

- Поехали! - хором ответили проводнику двадцать третьеклассников, занявших свои места в новеньком, чистом, уютном вагоне, и тут же засмеялись, сообразив, что получился каламбур. Никуда ехать поезд не должен был еще как минимум сутки, на каждой станции он останавливается примерно на пару дней. А этим почти гагаринским «поехали» был дан старт экскурсии.

Согласитесь, в обычном поезде интересного мало. В пути мы, как правило, спим, читаем и слушаем музыку, чтобы убить время. Но в поезде, который вчера прибыл на мурманский вокзал, скучать невозможно. Жаль только, что билет на него не посадочный, а лишь входной, потому что сам состав - это передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД». Всего три вагона в нем служебно-бытовые, предназначенные для персонала, а остальные - выставочные. ПВЛК - единственный в мире специализированный поезд, демонстрирующий достижения в сфере железнодорожного транспорта, нанотехнологий и отечественной энергетики.

Все в нем привлекает, и даже вагон для конференций и лекций не выглядит скучным. «Звездное небо» на потолке выполнено на светодиодах с низким энергопотреблением. Удобно усевшись под «звездами», можно посмотреть небольшой документальный фильм о российских железных дорогах. Причем в этом кинозале есть возможность демонстрации видео в формате 3D.

После фильма участников экскурсии приглашают в следующий вагон. Уже просто идти по такому поезду - одно удовольствие: все двери открываются легко и бесшумно, нужно лишь нажать на кнопку.

Но после кинозала кто-то может оказаться в легком замешательстве. Вроде бы называют состав поездом инноваций, но в следующем вагоне «встречает» всех гостей начальник станции Павел Иванович в форме образца позапрошлого века. Этот мужчина немного строгий, молчаливый и... восковой. А рядом с ним часы с маятником, керосиновая лампа и еще много предметов старины. Это разве инновации? Но не стоит торопить события.

Этот поезд - почти машина времени. И вагон, где пребывает наш новый знакомый Пал Иваныч, посвящен истории РЖД начиная с 1837 года и до наших дней. Тут вам и железнодорожный винтаж, и модели самых современных поездов, которые можно получше рассмотреть, если пройти дальше. Там находятся модели высокоскоростных «Сапсана» и «Аллегро», миниатюрные детали салона, которые в точности воспроизводят интерьер вагонов. Есть и модель электропоезда «Ласточка». Эту «птицу» создавали специально для Олимпиады в Сочи. В числе новинок - двухэтажные вагоны.

Отдельная часть экспозиции посвящена космосу. Здесь имеются настоящий скафандр, фотографии космонавтов, удостоверение Юрия Гагарина, бортовой журнал космического корабля, куда вносила записи Валентина Терешкова, и даже килограммовый осколок челябинского метеорита, того самого, из февраля 2013 года.

В одном из вагонов - макеты железнодорожного комплекса на космодроме Байконур и стартовой площадки на новом космодроме «Восточный» в Амурской области. Первая ракета там будет запущена лишь в 2016 году, но на уменьшенной модели все уже готово к запуску. Поэтому проводники всегда предлагают посетителям не ждать так долго и запускают мини-ракету во время каждой экскурсии. Рядом в миниатюре - секретное оружие советских времен - боевой железнодорожный ракетный комплекс «Скальпель», который возил межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

Отдельный вагон посвящен тренажерам, на которых участники экскурсии могут испытать себя в роли водителя КамАЗа или помощника машиниста. Причем взрослым доверять управление порой «опаснее»: дети «едут» до первого поворота, потом обычно «попадают в ДТП». А опытные водители стараются показать свое мастерство, заставляя остальных ждать в очереди.

Раньше проводники-лекторы разрешали порулить всеми видами транспорта, на каждом симуляторе. Но такая вседозволенность все чаще становилась причиной поломок. Так что теперь список возможностей стал намного меньше. Тем не менее этот вагон все равно остается одним из самых любимых посетителями.

В вагоне нанотехнологий немало достижений науки, но внимание детей больше всего привлек экран, на котором каждый увидел себя. Радостно улыбаясь камере, они еще не знали, что это не просто видеонаблюдение, а система распознавания лиц.

За одну секунду камера сканирует изображение и сравнивает его с теми, которые занесены в базу данных. В местах большого скопления людей она позволяет быстро распознать преступника. К счастью, сходства с террористами ни у кого из гостей чудо-поезда эта система не обнаружила.

- Я вообще-то в поездах редко езжу, но в таком катался бы с удовольствием, - поделился после экскурсии впечатлениями третьеклассник Даниил Федотов. - Мне больше всего понравилось в том вагоне, где ракета вылетает, и еще макеты станций, где поезда с углем ездят. В них все прямо по-настоящему, только намного меньше. Жалко только, что бронежилет не дали померить.

В маршруте этого поезда нет конечной станции. С 2011 года он колесит по стране постоянно, делая небольшие перерывы лишь для техобслуживания и обновления экспозиции. Например, если вы были на экскурсии, когда ПВЛК приезжал в Заполярье в прошлый раз, то сейчас наверняка заметили, что в составе нет вагона с экспозицией, по-

священной технологиям «Росатома». Он на переоборудовании.

Скоро в составе появится вагон, в котором можно будет больше узнать о событиях Великой Отечественной войны, так как в этом году мы празднуем 70-летие Победы.

В Мурманске чудо-поезд будет принимать гостей сегодня, а завтра отправится в Кандалакшу, где пробудет до понедельника.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Анна ВИХРОВА