Доступная среда - это то, о чем пока, наверное, больше говорят и мечтают, чем реализовывают на практике. Доступная - имеется в виду, конечно, для людей с ограниченными возможностями здоровья. В идеале, в любом общественном учреждении они должны чувствовать себя комфортно, на инвалидной ли коляске передвигаются или на своих ногах, но обладая слабым зрением или слухом. В апатитской школе № 14 такая среда создана.

Вход в учебное заведение переоборудован: расширен дверной проем, к крыльцу пристроен удобный пандус. В вестибюле - информационный киоск. Обычный на первый взгляд, да не совсем: все сведения о школе и занятиях отразятся на табло с учетом нужд конкретного пользователя.

Здоровый ученик нажмет на кнопки, посмотрит расписание уроков и помчится дальше. Для инвалидов по зрению предусмотрены подходящие режимы - либо голосовой, либо с определенным размером шрифта и фоновым цветом. Если подъедет человек в коляске, то он может выбрать специальную опцию, благодаря чему надписи сместятся вниз и их будет удобно читать сидя. В общем, кажется, учтены все возможные ситуации.

Так, идем дальше. Каждое помещение промаркировано табличкой желтого цвета, надпись на которой сделана выпуклыми буквами и продублирована шрифтом Брайля. Туалеты на двух первых этажах (пока) также оборудованы особым образом, чтобы инвалиду-колясочнику было удобно ими пользоваться. Закуплены три комплекта парт (регулирующиеся по высоте и наклону столы и стулья к ним) - два для младших школьников и один для старшеклассника. Они уже собраны и дожидаются установки в конкретных кабинетах. И, наконец, главное техническое приспособление - робот-подъемник. Для того, чтобы не пришлось таскать ребят-колясочников на верхние этажи на руках.

- Думали сначала строить лифтовую шахту, устраивать лифт, но потом нашли вот такой механизм - удобный и практичный, - говорит замдиректора школы по административно-хозяйственной части Сергей Щанников.

И сначала сам демонстрирует, как действует робот, потом дает попробовать мне. Коляска ставится на рельсы этого подъемника, пристегивается ремнями безопасности, ей придается удобный наклон, а затем все, что нужно, это подвести механизм вместе с закрепленной коляской к лестнице - и нажать кнопку. Никаких усилий дальше не требуется - только держать кнопку нажатой и придерживать ручки, а робот сам будет мягко подниматься вверх ступенька за ступенькой. Грузоподъемность его - 130 килограммов, работает автономно, одной зарядки хватает на 50 этажей.

- Все это мы сделали за несколько месяцев, - рассказывает директор учебного заведения Надежда Каверина. - В июле городское управление образования предложило нам принять участие в проекте «Доступная среда», к сентябрю уже продумали и сформировали объемы строительных работ исходя из обозначенной суммы - 2 миллиона 270 тысяч рублей. Из них 1 миллион 600 тысяч - деньги федеральные, остальные - из муниципального бюджета. До 31 декабря мы успели получить проектную документацию, заключить договор с подрядчиком, который выполнил все работы точно в срок.

Конечно, для этого пришлось приложить массу усилий и администрации школы - директору и ее заместителям, а главное, подрядчику - апатитской фирме «Новый город». Работу сделали на совесть и от души, за что Надежда Тихоновна не устает благодарить строителей. Говорит, даже сложные вопросы решать с ними было легко.

Всевозможные комиссии только-только закончили проверки, все приняли, все одобрили. А что дальше? Когда придут сюда те, для кого это предназначено?

- У нас сейчас четыре ребенка с ДЦП, они находятся на домашнем обучении, - поясняет директор. - И все - младшие школьники. Такие классы расположены на первом и втором этажах, поэтому в первую очередь сделали, например, туалетные комнаты именно здесь. Пока работы не были официально приняты, мы события не форсировали, с родителями не разговаривали, но теперь, конечно, время пришло. Готовы принять детей.

Собственно говоря, 14-й школе не зря предложили участие в проекте. Уже много лет она специализируется на работе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня здесь 16 классов в разных параллелях, тех, что раньше называли специализированными, коррекционными и так далее. Терминология несколько изменилась, но суть осталась прежней. Почти половина учащихся имеют проблемы со здоровьем. Четверо из них, как было сказано, страдают ДЦП. Для них теперь создана безбарьерная среда.

- Материально-техническая сторона это еще не все, - справедливо замечает Надежда Тихоновна.

Она понимает, что предстоит решить важные организационные вопросы. Самый главный - кто будет сопровождать детей на переменах: водить в туалет, помогать переместиться с этажа на этаж и так далее? По-видимому, нужны штатные тьюторы, особенно если таких учеников наберется не один и не два. А доставка до школы? Тоже вопрос. Не у каждой семьи имеются для этого возможности.

Конечно, Надежда Каверина, как опытный управленец, решит все проблемы - по мере поступления, как она говорит. Наверное, тут может подключиться и управление образования. В любом случае муниципалитет заинтересован в том, чтобы созданные условия «работали», а не являлись красивым интерьером. Глава администрации Апатитов Николай Бова подчеркнул: «Главное, чтобы все это было востребовано. Теперь первая задача - привлечь ребят, для которых это все сделано».

Кстати, для города это не первый опыт работы с инвалидами. В школе № 3 уже лет десять как с помощью шведов и норвежцев по линии Красного Креста оборудовали крыло первого этажа для занятий с детьми-инвалидами, в том числе колясочниками. «Школа равных возможностей» - так называется это направление работы учебного заведения. Сейчас здесь обучаются 13 ребят разного возраста, с 1 по 11 класс. Кстати, один из них - кировчанин.

Они ходят на занятия по всем этажам, но свой этаж остается для них главным - там оборудованы туалетная комната, помещение для релаксации и кабинеты. Дети получают доступное для них образование по госпрограммам, а также посещают дополнительные коррекционные занятия. В первом потоке были колясочники, для которых и выстроен пандус у входа в это крыло (доставляли их, кстати, на автобусе отдела образования). Молодые люди уже окончили школу, а потому пандус пока не востребован. Но если появятся желающие, конечно, их примут.

Что касается продолжения программы «Доступная среда», то следующая на очереди - апатитская школа № 7. Как скоро произойдут в ней изменения, зависит, само собой, от финансирования.

Зоя КАБЫШ. Апатиты