Южный берег Крыма, Ялта... В далекие уже советские годы мне не раз доводилось отдыхать на этом всесоюзном курорте. Большой перерыв связан с непростыми 90-ми. А потом слухи о дороговизне крымской жемчужины да и некоторый подсознательный страх разочароваться в той Ялте, которую помню и люблю с детства и юности, останавливали от поездки в знакомые места. В общем, весь «украинско-незалэжный» период в Крыму я бывал, но в самой Ялте - нет.

Нынче сложилось так, что мы с коллегой - фотокорреспондентом Львом Федосеевым решили все же посетить этот город на обратном пути из Севастополя в Керчь, где в составе других аккредитованных СМИ работали на празднике в честь Дня ВМФ.

Ялту я узнавал и не узнавал. Если не считать появившихся тут и там, порой даже в заповедных уникальных парках, роскошных отелей, пансионатов и элитных жилых домов, на первый взгляд, изменилось немногое. Впрочем, взгляд у нас был не слишком углубленный - приехав в город в понедельник около полудня, мы покинули его в пять вечера следующего дня.

Что бросилось в глаза - неприкаянность и заброшенность двух главных транспортных точек Ялты. Так, автовокзал, конечно, по-прежнему бурлит от людей, машин, автобусов и троллейбусов, среди которых можно встретить даже до сих пор бодрых «старичков» - чехословацкие «Шкоды» выпуска конца 60-х годов прошлого века. Машины вечные, «неубиваемые»! Чего не скажешь о самом здании. Когда-то шедевр советской архитектуры, отмеченный множеством призов, в том числе на международных конкурсах, нынче ялтинский автовокзал весьма запущен и непригляден. Фасады пооблупились, некогда знаменитый ресторан «Джалита», судя по вывеске, много лет назад превратился в заурядное кафе, да и оно уже производит вид давно закрытого. Эффектные светящиеся подвесные потолки нижнего вестибюля демонтированы и печально демонстрируют ржавые «кишки» голой арматуры, заставляя пассажиров пробираться в полумраке.

Грустно выглядит и парадный фасад морвокзала. Роскошный фронтон, венчающий торжественную колоннаду, закрыт каким-то совершенно дурацким рекламным баннером. Причал, где когда-то швартовались щегольские иностранные круизные суда, советские красавцы-лайнеры «Россия», «Победа», «Шота Руставели», «Тарас Шевченко», «Грузия», «Карелия», «Азербайджан», несчастный, потерпевший кораблекрушение в 80-х «Адмирал Нахимов», сейчас сплошь заставлен вытащенными на сушу какими-то ржавыми катерами.

Но хватит о грустном. Набережная! Вот где бьется сердце Ялты, где пульс ее можно ощутить круглые сутки без выходных, по крайней мере, в течение курортного сезона. Уж не знаю, по какому нелепому упущению, однако во все годы украинской юрисдикции и до сего дня набережная зачем-то сохранила имя В. И. Ленина. Но это, пожалуй, единственное, что роднит ее с советской эпохой. Кстати, тогда народ, не обращая внимания на официально присвоенное высокое имя, окрестил ялтинскую набережную по-своему - «всесоюзная плевательница» - грубовато, но метко.

Сейчас на звание «всероссийской плевательницы» набережная претендовать вряд ли может. И вовсе не потому, что Советского Союза почти четверть века уж нет, да и народу с тех пор по ней фланирует меньше. И не потому, что былой асфальт при украинских властях сменился разноцветным гранитным «паркетом», на который плевать как-то неловко. Дело в том, что сама функция набережной как городского пространства кардинально изменилась.

Раньше по ней можно было лишь гулять туда-сюда с целью «на людей посмотреть да себя показать». Сейчас весь самый знаменитый и привлекательный километр Ялты и всего Крыма превратился в сплошной арт-объект. Там выступают музыканты самых различных жанров - от виртуозов русской гармошки до перуанских индейцев в перьях с экзотическими инструментами. Зажигательно танцуют мастера танца также разного толка - от танго до брейка и еще более умопомрачительных современных хореографических изысков.

Замирают в эффектных позах живые скульптуры, показывают свое искусство иллюзионисты-фокусники, кудесники огненного шоу, художники, да много кто еще!

Но все это вечером и ночью. Лишь одна категория завсегдатаев этой удивительной многоликой тысячеметровки, как показалось, не спит никогда - как и сама набережная Ялты, как и Черное море, то ласкающее ее нежными поцелуями утренней волны, то бьющее наотмашь штормовыми водяными кувалдами, - это ростовые куклы, представляющие популярных персонажей известных мультфильмов. Еще только подойдя к набережной и присев отдохнуть возле фонтана, мы наблюдали забавную картину - резвящиеся в нем пацаны лет 8-9 бесстрашно дергали за хвост опрометчиво повернувшуюся к ним спиной огромную плюшевую акулу. Та, рывком освободившись, норовила наброситься на обидчиков и «проглотить» их. Мальчишки с визгом бросались врассыпную, чтобы минуту спустя вновь начать охоту на неповоротливого в акульем костюме студента. Впрочем, похоже, игра нравилась обеим сторонам.

Хотя, если честно, ребятам, решившим таким образом подзаработать в студенческие каникулы, не позавидуешь. Костюмы очень толстые, неуклюжие, а тени на набережной в разгар дня нет вообще. Представьте, что вам в тридцатиградусную жару надо надеть на себя ватные штаны, шубу, меховую шапку, да еще и лицо замотать шарфом. Как они в обморок не падают в своих жутких доспехах, ума не приложу. А ведь им еще надо лапами-плавниками-копытами приветственно махать да вдобавок непринужденно пританцовывать! Ох и нелегко же зарабатывают свои деньги эти «то ли люди, то ли куклы».

Охотнее всего с куклами-людьми фотографируются... взрослые. Как правило - разной степени нетрезвости. Малыши же их попросту боятся и заливаются слезами в ответ на попытки родителей запечатлеть чад вместе с «живым мультяшкой». Дети постарше не воспринимают человекоперсонажей всерьез и в лучшем случае дразнят их, в худшем - дергают за хвосты, пользуясь неуклюжестью тяжелых нарядов.

Единственный, у кого в костюме удалось обнаружить хоть какой-то признак комфорта - кунг-фу панда. У него (или у нее - не знаю, как правильно) в одном укромном... в общем, в мягком месте, случайно разглядел решетку вентилятора. Видимо, пропеллер на батарейке внутри просторного костюма несколько облегчает артистическую жизнь упакованного в этого зверя парня. Кстати, именно молодые люди, насколько мы могли заметить, чаще всего были «начинкой» мульткостюмов. Вероятно, слишком тяжела эта работа для слабого пола.

Осталось добавить, что, несмотря ни на какие политические вихри, ялтинская набережная по-прежнему прекрасна, как прекрасна и сама Ялта. Городом счастья называют ее постоянные жители и гораздо более многочисленные гости. Не вижу причин с этим спорить.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ