Чтобы делать деньги из воздуха, нужен особый талант, нередко криминальный. А вот из грязи - другое дело. Это вполне возможно и по-честному, только требует немалых вложений, прежде всего - собственных сил и труда. Услуги клининговых компаний, проще говоря, уборка жилья и офисов от самой настоящей грязи, пользуются все большим спросом. Мурманская «Атлантида» пополнила их список всего два года назад, но уже завоевала неплохую репутацию и строит достаточно амбициозные планы. Что ж, поживем, увидим. Но рассказ о ней - это не традиционная история успеха. Это, скорее, на тему «терпение и труд все перетрут».

Начинали с нуля

Официально она значится как ИП «Трофимов» - по фамилии основателя Виктора Трофимова. Впрочем, создал он ее не один, а с Вячеславом Гребенщиковым. Виктор к тому времени уже попробовал и косметикой торговать, и китайскими фонариками. Но ни прибыли особой, ни хотя бы морального удовлетворения бизнес в сфере перепродаж не принес. Вячеслав, хотя только что закончил школу и поступил в вуз, тоже успел попробовать свои силы в торговле китайскими фонариками. Так случилось, что именно они и «высветили» дальнейший путь этих молодых и предприимчивых.

- Уже в старших классах я начал думать, где можно было бы подзаработать без какой-то стартовой суммы, - рассказал Вячеслав. - Перед выпускным где-то наткнулся на оптовую продажу китайских фонариков. Ну, это те, которые запускают с живым огнем. Два месяца занимался их перепродажей. Заработать удалось тысячи три-четыре. Таким же бизнесом занимался тогда и Виктор, с которым я и знаком еще не был... Но он уже понял, что это малоперспективно. Заказал кто-то на праздник или день рождения: купил - продал и все. Никакого развития. А запас фонариков, купленных по выгодной цене у него был приличный. Вот и предложил мне купить всю партию на достаточно выгодных условиях. Но я тоже уже понял, что не хочу больше этим заниматься. Тем не менее мы встретились в кафе, посидели, поговорили. Сошлись на том, что пора «тушить» эти самые фонарики. И, как оказалось, наши взгляды в вопросах бизнеса во многом совпадают. Решили вместе подумать, что бы такое сделать вдвоем. Виктор постарше меня, поработал в банке, других местах. Долго обсуждали возможные варианты, но конкретный путь так и не нащупали. Решили встречаться дважды в неделю, чтобы обсуждать появившиеся наметки. Ставили задачи, которые каждый должен был решить до следующей встречи, и выполняли их.

Идея клининга как бизнеса, не требующего солидного стартового капитала и серьезной специальной подготовки, возникла у обоих практически одновременно. Ребята решили, что это та ниша, в которой можно себя попробовать. Сомнения, конечно же, были: опыта практически никакого, кроме уборки своей комнаты по настоянию родителей. Не самое любимое, впрочем, занятие. Да и как понять - будет ли спрос на такие услуги? Ведь в Мурманске уже оказывали их не меньше десятка компаний. Но попробовать все же решили. Прежде чем купить хотя бы простейшие средства для уборки, запустили бесплатную рекламу на «Авито» и «Из рук в руки», открыли группу «ВКонтакте», где тоже стали рассказывать о готовности оказать помощь в уборке.

Первый заказ не заставил себя ждать. К тому времени Вячеслав уже стал студентом международного института бизнес-образования - МИБО. А дом, указанный в заявке на уборку, оказался как раз в соседнем с вузом дворе. После занятий первокурсник с деловым видом отправился по указанному адресу. Встретившая на пороге хозяйка рассказала, что ей предложили эту служебную квартиру. Но здесь необходима генеральная уборка. Вот она и наткнулась в поисках исполнителя на их предложение в сети.

- Получить заказ очень хотелось, и я назвал, как теперь понимаю, минимальную сумму - в районе трех тысяч рублей. Даже заказчица удивилась и сказала, что прибавит еще рублей 700, если мы и встроенные шкафы вычистим. Мы, конечно же, согласились.

Оценив предстоящий фронт работ, новоиспеченные «мастера клининга» поскребли по карманам и отправились в супермаркет, где купили ведро, тряпки, губки, моющие средства. На все это ушло около двух тысяч. Так что первичные вложения окупились сразу же. Часть покупок к тому же была не разового использования. Однако сил и времени на работу тоже ушло немало. В общем, дебют приободрил. Но надежды, что заказы посыплются, как из рога изобилия, поначалу не оправдались. В месяц было всего два-три, а то и вовсе один...

Реклама - двигатель прогресса

Как-то осталось на двоих «доходов» от бизнеса около трехсот рублей. Ребята пришли с этой суммой в ближайший копировальный центр и напечатали листовки, с которыми отправились разными путями к центру города, раздавая их прохожим. И сработало!

Несколько заказов поступило почти сразу же, буквально друг за другом. Ни о каких помощниках и речи тогда не было. Вдвоем драили квартиры и офисные помещения, потихоньку прикупая кое-какое необходимое оборудование. Наконец дождались первого самого крупного по тем временам заказа. Он им хорошо запомнился - 10 тысяч рублей! Чтобы все успеть, пришлось трудиться вдвоем с раннего утра и до позднего вечера.

Когда заявок прибавилось, стали потихоньку подыскивать помощников. С ровесниками решили не связываться - посчитали, что далеко не каждый достаточно ответственно и старательно готов трудиться с тряпкой и пылесосом... Нашли пару женщин, которым очень была нужна подработка с ежедневной оплатой. Одна из них и до сих пор остается в числе лучших работниц.

Через полгода со дня старта начинающие предприниматели создали свой сайт. Нашли хорошего специалиста по рекламе, который удачно разместил информацию об услуге в Интернете. Конечно, это тоже стоило денег. Но заказы пошли активнее - по 20-25 в месяц. Пока делали только уборку, а хозяева нередко сетовали, что неплохо бы и ковры, и мебель мягкую почистить... Стали задумываться о химчистке. Прошерстили информацию в Сети и обнаружили, что эта услуга весьма рентабельна. Оставалось только закупить оборудование и средства. К этому моменту накопилось около 15 тысяч, но необходимо было 35. Выручил приятель Виктора - дал ребятам недостающие 20 тысяч с рассрочкой на два месяца. Им казалось, что долг этот за два месяца точно не вернуть. Но справиться удалось уже за полтора.

Шаг за шагом

Заказов прибавилось, но и работы тоже. Эти деньги сами не приходят. Машины не было, а портативная химчистка - это огромная сумка на плече. С такими обычно ездят на тренировки хоккеисты. В ней - сам немаленький аппарат, шланги, насадки к нему, необходимые препараты... И вот с этой ношей пешком или на общественном транспорте приходилось добираться по любому указанному адресу. Когда появилась машина - стало полегче.

Как-то ребятам позвонили и спросили, занимаются ли они мойкой фасадов. До этого даже в голову не приходило, что кому-то такое может быть нужно. Окна и витрины - понятное дело, но фасады... Решили подумать, тем более что давно намеревались расширять спектр услуг. И заказ нужный почти сразу поступил. Крупная компания намеревалась привести в порядок сеть магазинов, расположенных по всей области. Правда, стоимость оборудования, необходимого для выполнения подобных задач повергла начинающих предпринимателей буквально в шок. Уложиться они намеревались максимум тысяч в двадцать, а их огорошили семьюдесятью...

Заказ же уже был практически оформлен, так что пришлось раскошеливаться. Спасло то, что накануне трое суток занимались генеральной уборкой в солидной фирме. Все заработанное и потратили на нужный аппарат для мытья фасадов. Но к этому времени заказчик договор подписывать отказался, объяснив, что нашел исполнителя подешевле.

Стали искать заказы на новую услугу - не простаивать же дорогому оборудованию. Вышли на один из крупных торговых центров. Но поскольку здание у того не одноэтажное, встал вопрос: покупать альпинистское оборудование, на что затраты были поменьше, либо кран заказать? Но для первого варианта необходимы и специальные документы о подготовке для работы на высоте. Наняли стрелу, и за две ночи с задачей справились. Аппарат окупился целиком. В общем, и такие заказы потихоньку стали появляться.

Рассматривать закупки на перспективу не приходилось - пока позволить себе риск молодые предприниматели не могли. Разве только приобрести что-то не слишком затратное для расширения услуг и повышения их качества. Парогенератор, например. Иногда пар помогает справиться с чисткой, а при обработке санузлов он особенно важен. Другое же более серьезное оборудование всегда закупалось только под конкретный заказ.

И работают ребята только с проверенными людьми. Оксана, например, с ними с самого начала. Одна из уборщиц пришла по объявлению на том же «Авито», затем привела подругу. Но получилось так, что с нею самой пришлось расстаться, а вот подруга и до сих пор - в числе надежных помощников.

Многие приходили благодаря прежним связям Виктора, появившимся еще когда он сам в сфере услуг был наемным работником. Бывшие коллеги рекомендовали ответственных хороших сотрудниц. При необходимости объявления о вакансиях размещаются и на специальных сайтах, где люди ищут работу или подработку. Затем с претендентками проводится собеседование. Например, в нынешнем мае пришлось пообщаться почти с тремя десятками, а выбрали только двоих и не ошиблись. Сейчас в клининговой компании человек 15 берут подработку более-менее постоянно. Оплата в основном почасовая.

Нередко случается и бесплатно поработать. Например, как-то приняли ребята заказ на мытье окон. Приехали, а хозяева совсем старенькие. Спрашивают, как дорого обойдется им услуга помощников. А дело было в канун первомайских праздников... Решили старикам подарок сделать. Так те до самой двери все пытались деньги отдать. А потом искренне благодарили и еще один адрес дали одинокой бабушки, которой нечем платить, хотя помощь такая очень нужна. Помогли и ей.

Клининговая компания «Атлантида» в прошлом году оказалась в числе лучших в самой многочисленной номинации конкурса молодых предпринимателей «Успешный старт». Любопытно, что никто из парней не считает себя боссом, руководящим работой уборщиц. И Виктор, и Вячеслав сами выезжают на выполнение заказов и берут в руки швабры и тряпки... Так что доходы добывают собственными руками в буквальном смысле из грязи.

Юния ВАЛАМИНА