Где-то понятие «сила» изучается на обычном уроке. Бывает, скучновато. Тогда кто-то из ребят айфоном развлекается, кто-то «домашку» у друга передирает. Но все это - не про занятия учителя биологии Мурманского политехнического лицея Александры Пеккер. У нее в центре развития одаренных детей «Открытие» скучающих нет. А вчера на очередном занятии в центре одинаково увлеченно работали и лицеисты-семиклассники, и гости - уполномоченные по правам ребенка в субъектах СЗФО, а также из Приморского края и Республики Мордовии, прибывшие в Мурманскую область с рабочим визитом.

- Итак, мы выяснили, что есть сила физическая, есть сила воли и есть сила воображения, - вела занятие молодой педагог. - Давайте же заставим поработать свое воображение. Вот на листке бумаги изображен квадрат. Просто обыкновенный квадрат. Дорисуйте, что вы в нем видите.

Фантазия у семиклассников неисчерпаемая. Самое простое - избушка, но на курьих ножках. А далее - часы, компьютер и даже ангел с крылышками. Но и гости попались творческие. Например, председатель Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в субъектах СЗФО РФ, детский омбудсмен города Санкт-Петербурга Светлана Агапитова увидела в простом квадрате маленький бассейн, где плавают бумажные кораблики. А управляет процессом мальчик, который дует на них. Правда, ребенка Светлана Юрьевна дорисовать не успела, но идея хороша, ведь верно?

За три дня рабочей поездки в наш регион защитники прав детей России, по их признанию, все блокноты исписали, постигая опыт мурманчан, коллег из других областей и попутно делясь своим. И несмотря на экзотику заполярного Севера, назвать развлекательной эту поездку язык бы не повернулся, скорее, познавательной. Вот и вчера, попав в известное в области учебное заведение - Мурманский политехнический лицей и выслушав рассказ его бессменного директора вот уже четверть века Татьяны Шовской о специфике учебного процесса, они буквально засыпали ее вопросами. Их интересовало все. Как идет отбор в лицей будущих учеников? Как сочетается поддержка талантливых детей с основной общеобразовательной программой? Может ли попасть сюда, к примеру, математически одаренный ребенок, если у него по русскому языку тройка?

- Если у него есть интерес к какой-то области, которая у нас профилирует, то тройка роли не играет, - объяснила Татьяна Викторовна. - Конечно, такого ученика мы примем. Пушкин имел, как мы помним, двойку по математике, что не помешало ему стать поэтическим гением и гордостью России.

Здесь таланты тех, кому предстоит учиться в лицее, отслеживают очень тщательно. Подбирать будущих лицеистов начинают задолго до того, как они пойдут в пятый класс (начальной школы тут нет). С помощью олимпиад, викторин, научных состязаний одаренные ребята выявляются чуть ли не с детского сада. Недаром лицей на улице Папанина не только в Мурманске, но и далеко за его пределами известен как кузница технических и многих других талантов.

В центре робототехники, где гости познакомились с «умными» роботами, собранными лицеистами и выполнявшими их компьютерные команды беспрекословно, гости даже со стульев поднялись, чтобы посмотреть, как шустрые машины будут преодолевать лабиринты и искать «сокровища».

- А где могли бы в реальной жизни и в вашей будущей профессии пригодиться подобные роботы? - задала старшеклассникам вопрос детский омбудсмен по Ленинградской области Тамара Литвинова. - Скажем, в домашнем хозяйстве как пылесос их можно использовать? Чтобы они работали без человека? Или в морском порту как автопогрузчик, самостоятельно сортирующий грузы и развозящий их по судам?

- Конечно, - заверил семиклассник Павел Шевцов, - роботы многое смогут, и это тоже.

Как объяснили гостям в лицее, конструкторы «Лего», из которых собираются «сообразительные» машины, практически уравнивают всех участников престижных соревнований. Ведь все конкурсанты изготавливают свои конструкции из одних и тех же деталей, моторов, используют одинаковые микроконтроллеры, датчики и среды программирования. Побеждает не тот, у кого элементная база более дорогая, а тот, кто придумал более изящную конструкцию, нашел нестандартный путь решения задачи, написал более качественный программный код. То есть - самый подкованный и талантливый. Команды робототехников из лицея, как проинформировали гостей, неоднократно становились победителями городских, областных, международных соревнований. Впереди, кстати, у них новое испытание: с 6 по 8 ноября 2015 года состоится международный этап соревнований WRO (Всемирной робототехнической олимпиады) в городе Доха, столице Катара. В результате тщательного отбора в состав российской сборной вошли сильнейшие команды из десяти регионов страны. Среди них и заполярные лицеисты-политехники.

После смотра творческих достижений, которые продемонстрировали учащиеся гостям-омбудсменам, состоялась пресс-конференция, на которой ребята задали уполномоченным немало вопросов. «Права и обязанности детей в России» - так можно сформулировать основную тему этого диалога. Лицеистов интересовало многое. К примеру, почему у учеников младших классов школ региона с этого года вводится пятидневка, а у старшеклассников нет? Или зачем в 14 лет подросткам выдается паспорт, если совершеннолетие наступает только с восемнадцати? Ответив на эти и многие другие вопросы, детские омбудсмены предложили юным мурманчанам пофантазировать.

- Если бы вы стали всемогущими в сфере образования, то что бы ввели в практику школы в первую очередь, а на что бы наложили строгое табу? - задала вопрос на засыпку уполномоченный по правам ребенка в Республике Мордовии Наталья Юткина.

Ответы так и посыпались. Ввели бы свободную форму одежды! А еще дополнительное профилирование по таким предметам, как география, например. Запретили бы ставить оценки по ИЗО - изобразительному искусству, потому что, «ну не все из нас Репины или Айвазовские!», а также по музыке и труду. И отменили бы занятия по субботам (все же не дает нашим старшеклассникам покоя пятидневка для малышей: устают, наверное, очень). И еще многие другие пожелания и требования высказали защитникам своих прав мурманские лицеисты. Хотя и про обязанности разговор шел серьезный, куда ж без этого?

- До чего же талантливые у вас дети! - вырвалось под занавес встречи у гостей в разговоре с первым заместителем регионального министра образования Ириной Ковширой, мурманским детским омбудсменом Борисом Коганом и директором Татьяной Шовской. - Просто гениальные ребята! Вы можете ими гордиться.

Три дня в Мурманской области для уполномоченных по правам ребенка из различных регионов России - от Мурманска до Владивостока - даром не прошли. Состоялся бесценный обмен опытом, педагогическими, юридическими, социальными наработками, завязалось много полезных контактов, были намечены далекоидущие планы.

- Вчера воспитанники Североморского кадетского корпуса попросили моих коллег рассказать, кто они по первоначальной специальности, - поделился впечатлениями Борис Коган. - И выяснилось, что все наши гости - кандидаты наук, все кроме педагогического имеют второе образование, или юридическое, или специалиста госслужбы. На протяжении всех трех дней нам, детским омбудсменам, задавали очень много вопросов. Были среди них и очень непростые. К примеру, один четырнадцатилетний мальчик, которого воспитывает только мама, спросил: «Как избавиться от отчества?!» Потому что второй родитель ему абсолютно не помогает и ребенок не хочет, чтобы о нем даже отчество напоминало. Вот такая юридическая коллизия. И разговор о том, какие шаги нужно для этого предпринять, занял немало времени. Кстати, серьезных вопросов было очень много не только у детей, но и у взрослых. В Североморске мы посетили большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Ну казалось бы, пришли уполномоченные по правам детей на экскурсию - пушки смотреть. Ан нет. Мы вместе с командиром и его подчиненными сели разговаривать, и выяснилось, что в боевом экипаже немало отцов многодетных семей. И тут же завязался обстоятельный профессиональный разговор на тему, как моряку, чья служба связана с длительным отсутствием, воспитывать своих детей? И вот так везде, куда бы мы ни попадали.

Конечно, у Заполярья своя специфика и отличные от многих территорий условия жизни. Однако гости, защищающие права ребенка в иных регионах, и у нас очень многое брали на карандаш: «А вот эту форму мы у себя внедрим, а вот этот опыт нам пригодится...». Ведь, в сущности, дети повсюду одни и те же. Наши дети. И в защите их прав и законных интересов равнодушных и посторонних быть не может.

Нина АНТОНЯН