Бесхозные дороги, «наши безобразные водители», недостаток финансирования, подготовка к зиме - эти и другие вопросы обсуждались в минувшую среду в Мурманске на прошедшем под председательством регионального министра юстиции Василия Плевако заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как эта безопасность выглядит с точки зрения рядового водителя или пешехода? Неубитые и хорошо освещенные дороги, внимательные автомобилисты и не бросающиеся под колеса безлошадные граждане. Наверное, три десятка человек при немаленьких должностях, собравшиеся в малом зале заседаний правительства, думают так же. Вот только их задача - найти конкретные решения, как этого всего добиться.

Первым вопросом в повестке значилось, на первый взгляд, скучное «Об организации взаимодействия и взаимном информировании при реагировании на ДТП». И скучного, поверьте, здесь ничего нет: ведь чем быстрее службы оповестили друг друга об аварии, тем быстрее выехали на место происшествия и тем выше шансы спасти пострадавших.

Так вот среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту ДТП у нас в области составляет шесть с половиной минут - на минуту быстрее, чем в среднем по России.

Ликвидацией последствий ДТП в нашем регионе занимаются восемь аварийно-спасательных формирований (по одному федеральному и областному и шесть муниципальных), восемь пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы и 32 подразделения областной. За восемь месяцев 2015 года они выезжали на ДТП 385 раз, оказали помощь 218 пострадавшим, 483 раза проводили работы по ликвидации последствий.

Всего же с января по август 2015 года на территории региона произошло 411 ДТП, в которых пострадал 521 человек и погиб 31 (все эти цифры значительно меньше, чем данные за тот же период прошлого года, соответственно, на 25 процентов, 26,3 и 41,5).

16 тонн соли будет высыпано за зиму на каждый из 560 километров автодороги Р-21 «Кола». Такие цифры вытекают из доклада директора Мурманского филиала ФКУ Упрдор «Кола» Сергея Маркова, который отчитывался о подготовке федеральной дороги Р-21 «Кола» (той ее части, что проходит по нашей области) к работе в зимний период 2015-2016 годов.

Подготовка, естественно, включает в себя ремонт (в том числе и капитальный) и реконструкцию участков полотна, мостов и путепроводов. А еще замену 738 поврежденных дорожных знаков и почти трех километров барьерного ограждения. На всем протяжении дороги нанесена разметка с применением долговечных материалов - холодного пластика и спрей-пластика. Для информирования водителей о сложных метеоусловиях установлены три табло переменной информации - на 1394-м, 1517-м и 1539-м километрах трассы.

Что до уже упоминавшейся соли, то ее в зиму заготовят свыше девяти тысяч тонн: 5640 тонн технической и 3750 - чистой, а песчано-соляной смеси на девяти пескобазах сделают 56200 тонн. Чистить «Колу» будут 74 единицы техники - грейдеры, роторные снегоочистители, экскаваторы, погрузчики, тракторы.

Кстати, посыпают у нас теперь не везде. С 1 января на двух участках «Колы» с низкой интенсивностью движения проводился эксперимент по примеру наших скандинавских соседей - эксплуатация под уплотненным снежным покровом. Тем самым не только «минимизировали воздействие химических реагентов на окружающую среду» (и на кузова автомобилей, заметим), уменьшили эксплуатационные расходы. За период эксперимента на этих участках снизилось с 7 до 3 число ДТП, в них пострадали не 8, как в прошлом году, а 5 человек, погибших же не было вовсе (в 2014 году аварии на этих участках унесли две жизни).

При обсуждении доклада всплыли два больных вопроса. Не повторится ли наступающей зимой безобразная ситуация с многокилометровыми пробками на трассе Североморск - Мурманск? Отвечая на этот вопрос, региональный министр транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Соснин посетовал на то, что военные - собственники дороги - фактически уподобились собаке на сене: и в собственность области ее передавать не хотят, и на содержание трассы денег не предусмотрели. Не помогли пока и три письма губернатора Марины Ковтун в адрес минобороны.

Еще одна болевая точка - Печенгский район, там в одном из малых населенных пунктов проживают 40 человек. И дорога, что связывает их с цивилизацией, находится в совершенно печальном состоянии. Отремонтировать? Это обойдется в 400 миллионов рублей - притом что дорожный фонд области весит всего два миллиарда. Потратить по 10 «дорожных» миллионов на человека? За такие деньги проще каждому купить по дому в Крыму. И вопрос как-то сам собой потух.

Следующий пункт повестки был сезонным - «О реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на прилегающих к образовательным учреждениям автомобильных дорогах и маршрутах движения детей». Докладывали сразу двое.

Выступавший первым замначальника УГИБДД по Мурманской области Михаил Данчивский привел нерадостную статистику: за 8 месяцев 2015 года у нас в области на пешеходных переходах произошел 61 наезд на пешехода (двое погибли, 60 - ранены), из них 29 ДТП - с участием несовершеннолетних пешеходов, в которых пострадали 30 детей. Больше всего таких происшествий случилось в Мурманске, Апатитском и Кандалакшском районах.

По словам Данчивского, во всех этих ДТП сотрудники ГАИ выявили недостатки в содержании переходов: отсутствие разметки, ограждений, светофоров, неисправное уличное освещение, недостатки зимнего содержания, неправильно установленные дорожные знаки, наличие поблизости наружной рекламы. Почти во всех случаях ДТП с участием детей-пешеходов отмечается тот факт, что переход не был обустроен искусственными неровностями (в просторечии «лежачими полицейскими»).

В ходе проверок выяснилось, что на прилегающих к образовательным учреждениям дорогах на 1 сентября не устранены недостатки на 154 пешеходных переходах, из них на 61 - непосредственно вблизи школ.

Министр образования и науки Наталия Карпенко сообщила, что во всех 523 образовательных организациях области разработаны и утверждены паспорта дорожной безопасности. А руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, направлено письмо с рекомендациями организовать работу по внедрению схем, макетов безопасных маршрутов движения детей. Причем предлагаются к использованию такие инновационные штуки, как электронные светодиодные стенды, объемные карты квартала, 3Д-макеты.

Старшие школьники призваны помогать младшим, для чего сформированы 78 отрядов юных инспекторов дорожного движения (1100 школьников), оформлены 1283 уголка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

И, конечно, школа рассчитывает на помощь родителей. Вот закупили на средства облбюджета и раздали первоклассникам 8,5 тысячи светоотражающих элементов (фликеров). Но будут ли дети их носить? Это зависит от пап и мам.

Завершил заседание докладом «О ходе реализации региональной программы повышения безопасности дорожного движения» министр транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Соснин. Он сообщил, что в 2015 году на эти цели будет израсходовано 29,9 миллиона рублей из областного бюджета. Но для исполнения поставленной задачи привлекаются и другие источники финансирования.

Например, в нашей области хорошо себя зарекомендовала сеть фотовидеофиксации нарушений на дорогах - 23 прибора работают в Мурманске, Апатитах и Мончегорске. Решено эту сеть расширить, причем за счет приборов нового поколения, которые фиксируют не только превышение скорости, но и другие нарушения (в частности, проезд на красный сигнал светофора). Так вот, заниматься этим будет частный инвестор - конкурс объявят в ближайшее время.

Петр ПСАРЕВ