Школу не зря называют вторым домом. Здесь те, кто входит в жизнь, получают не только знания, но и заводят друзей, а кому-то случается встретить первую любовь. Но, к сожалению, есть дети, которые в силу проблем со здоровьем оказываются лишены возможности пройти этот навсегда остающийся в памяти путь. Маленькие инвалиды чаще всего обучаются либо в специальных коррекционных школах, либо дома. Вывести их из изоляции поможет инклюзивное образование.

В Мурманской области в ряде школ уже созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Наряду со здоровыми учениками там могут обучаться дети со слабым зрением, слухом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Условия созданы, но готовы ли педагоги, школьники, их родители, да и сами инвалиды к учебе в общеобразовательной школе? Чем и как могут помочь в развитии инклюзивного образования общественные организации?

Эти вопросы обсудили участники круглого стола «Путь от изоляции до инклюзива». Он стал одним из мероприятий, реализуемых некоммерческим образовательным учреждением (НОУ) «Центр развития семейных форм устройства детей» в рамках проекта «Открытый мир», основной целью которых является содействие формированию у детей, родителей и учителей толерантного отношения к детям с инвалидностью.

За круглым столом собрались специалисты школ, социальных учреждений, общественники. Поделиться опытом с коллегами приехали представители Московской общественной организации инвалидов «Перспектива».

- Наша область начала работу по созданию условий для инклюзивного образования в 2013-м, став участником государственной программы «Доступная среда», - рассказала главный специалист министерства образования Мурманской области Татьяна Шляхина. - В 25 общеобразовательных учреждениях созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году количество таких базовых школ увеличилось на десять. В настоящее время они имеются в каждом муниципалитете. Необходимо отметить, что их создание не предполагает закрытия коррекционных. Они все продолжают работать. У родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья появился выбор, в каком из учебных заведений получать знания.

Участники обсуждения сошлись во мнении, что образовательной интеграции детей-инвалидов мешает информационный вакуум. Не все родители знают о правах своих детей, не следят за постоянно меняющимся законодательством. Некоторые боятся, что их особенный ребенок не сможет учиться вместе с обычными детьми и не справится с физическими барьерами. Причем делают такой вывод, даже не видя условий, которые созданы в школе.

- Дети с ограниченными возможностями готовы учиться вместе со здоровыми. Они хотят этого и уверены, что преодолеют все сложности, - пояснила председатель Мурманской региональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы Мурмана» Оксана Кошевич. - Чего нельзя сказать об их родителях. Нам необходимо помочь им поверить в силы и возможности своих детей.

Общественные организации со своей стороны готовы посодействовать в просветительской работе, поделиться информацией с нуждающимися, поддержать их в стремлении интегрировать своего особенного ребенка в мир здоровых людей.

Яна ВОЛКОВА