Для Мурманска наступает время столетий. Совсем недавно славный юбилей отметил наш морской торговый порт, а сейчас вот и железнодорожная станция - она появилась на карте города еще до его фактического (да и формального) возникновения - 12 октября 1915 года. Значение станции - в принципе, железной дороги - для будущей столицы Кольского Севера трудно переоценить. Мурманск начинался с железной дороги и порта.

Любопытно, что в момент создания станции прямого железнодорожного сообщения с материком у нас еще не было. До Колы грузы доставляли поездом, от Колы до Белой - на оленях, от Белой до Кандалакши снова по железной дороге, от Кандалакши через Куолаярви до Рованиеми на лошадях и затем по Финляндской железной дороге до Петрограда.

Станция - это в первую очередь вокзал. Первый вокзал у нас построили в 1916 году - собственно, когда в полной мере, без перекладных и гужевой тяги заработала Мурманка. Находился он не совсем там, где современный, чуть севернее, ближе к нынешнему хоккейному стадиону.

Первый вокзал прожил недолго - сгорел в 1922 году. Тот, что на нашем снимке, второй, построенный в 1923-м, он тоже сгорел - точнее, был сожжен в войну немецкой авиацией. Ну а сегодняшний, по крайней мере, главный его корпус, появился лишь в 1954-м. Нынешний вид - со шпилем, кассами и залом ожидания он обрел лишь к началу шестидесятых.

Впрочем, не вокзалом единым. Когда-то, если вернуться к истокам, станция Мурманск была одним из спальных районов рождающегося города (так называемая Красная деревня - по цвету вагонов, в которых жили люди) и всегда оставалась не просто его частью, но частью очень значимой, одной из ключевых.

Создание станции - один из первых шагов к возникновению нового города, и ее вековой юбилей - еще одно напоминание о главном празднике, до которого осталось совсем чуть-чуть, уже меньше года...

Дмитрий КОРЖОВ