Когда подростки даже в разговоре с родными и близкими, а не только со сверстниками без конца употребляют матерные слова, психологи видят в этом проявление агрессии. Вербальной агрессии. Дети таким образом пытаются запугать окружающих. Значит, боятся сами. Чего боятся? Как научить их быть своими среди своих?

В этом и пытались разобраться психологи, педагоги, представители комиссии по делам несовершеннолетних, управления внутренних дел, медики, другие заинтересованные лица, собравшись на круглый стол, посвященный профилактике девиантного поведения подростков. Мероприятие организовало и провело областное учреждение «Мурманский центр социальной помощи семье и детям».

Какой же получился портрет современного «недоросля», если обобщить выступления? Проблемы в учебе, агрессия как вербальная, так и физическая, самооценка сильно завышена или занижена. Добавим к этому высокий уровень тревожности, неспособность к переменам.

Эти характеристики меняются в положительную сторону после участия ребят в проектах, направленных на коррекцию поведения. Сотрудники «Мурманского ЦСПСиД» Ирина Егорова, Алексей Шишелов, Екатерина Вашакидзе рассказали о реализации проекта «Я выбираю сам» - об основных этапах работы и экспертной диагностике участников, профилактике рецидивов девиантного поведения. Проект действует с апреля этого года, его окончание планируется на сентябрь 16-го. Итоги первого этапа уже позволили говорить о реальной помощи детям.

Положительная динамика видна в снижении агрессии, задиристости, тревожности, но подтянуть запущенную годами учебу - дело нелегкое. И сугубо индивидуальное. Ребята теряли интерес к знаниям в разное время и по разным причинам, в том числе из-за значительного расхождения интеллектуальных возможностей и образовательной программы. Чем старше подросток, попавший в поле внимания социальных педагогов, психологов, тем, понятно, тяжелее с ним работать. Поэтому есть в проекте и занятия с детьми младшего школьного возраста, причем по просьбе родителей.

Вообще о взаимодействии с родителями говорили на этой встрече много. Главное, зацепить мам и пап, чтобы у них появилась мотивация, желание пойти на консультацию со специалистом, затем - на тренинг да вместе с ребенком, чтобы лучше понять друг друга. Понять и принять...

- Но иногда и родители не мотивируются!

После этой, прозвучавшей с некоторой долей отчаяния, реплики повисла пауза. Каждый, наверное, вспоминал подобный случай в своей практике. Именно у таких родителей ребенок оказывается предоставлен себе, улице, компании лихих парней. Но были и примеры иного плана: заинтересованный беседами с психологом мальчишка приводит на занятие своего дружка, такого же «дичка», каким был сам совсем недавно.

Как говорили участники круглого стола, нет несовершеннолетних, которых можно считать окончательно испорченными. Да и вообще, трудными дети не рождаются, просто им вовремя не помогли. А чтобы у каждого все было вовремя, должна быть создана воспитывающая среда. И это не только школа, учреждения дополнительного образования, но и семья, и улица...

Интересным опытом волонтерской деятельности поделилась с собравшимися педагог-организатор Мурманского медицинского колледжа Юлия Светличная. Когда трудный подросток помогает другому человеку, и эта помощь с благодарностью принимается, юный волонтер преображается.

- Они начинают мыслить по-другому, становятся лучше, - уверяет она.

Зачастую, столкнувшись с жестокими реалиями чьей-то жизни, ребята говорят: «Мы думали, проблемы у нас. Оказывается, у нас нет проблем!» Тревоги и обиды лопнули как мыльный пузырь, когда волонтеры познакомились с детьми-инвалидами или маленькими пациентами онкологического отделения больницы.

Но воспитывают не только рвущие душу посещения больных детей. Юлия Светличная приводит в пример случай, как шестилетняя девочка - просто прохожая, с мамой, бросила на тротуар пакетик из-под чипсов. И это на глазах ребят, которые подметали улицы, собирали мусор в мешки...

- Я думала, девочке крепко достанется, - рассказывала Светличная, - ведь все эти волонтеры - ребята, стоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Но они объяснили малышке, что так поступать нельзя, что они только что вычистили город. А потом один из пацанов взял девочку за руку, вместе с ней дошел до урны и выбросил пакет.

Вот это и есть пример воспитывающей среды, в данном случае - на улице.

В конце заседания участники круглого стола приняли ряд решений, в том числе о разработке алгоритма информационного обмена о неблагополучных семьях и безнадзорных детях. Чтобы при реализации межведомственных программ была согласованность действий. Есть пункт и о регулярно проводимой разъяснительной кампании по формированию у ребят общего уровня культуры, неприятия алкоголизма и наркомании. А также о формировании в общественном сознании положительных установок к неформальным проявлениям в поведении подростков, уважительного отношения к ним.

Елена КОНОНОВА