Дверь открывается: за бортом -20 градусов, трап увешан шариками, а внизу… олень. Так 11 декабря встречали в апатитском аэропорту первый рейс компании «Нордавиа», следовавший по маршруту Шереметьево - Хибины. Вообще-то «Нордавиа» не новичок на этом направлении. Лет десять назад компания отправляла в Хибины самолеты российского производства. Сейчас ситуация заметно изменилась: аэровокзал обновился, а перевозчик стал летать сюда на «Боингах-737».

Не трясло

В тот день на аэровокзале было людно - кроме пассажиров, купивших билеты до Москвы и ожидавших вылета, здесь были представители прессы и АО «Апатит». События такого рода обычно собирают множество официальных лиц, так что и приезд министра транспорта Мурманской области Дмитрия Соснина не стал неожиданностью.

Лайнер приземлился около 15 часов - мягко сел, неспешно подрулил. Журналисты приготовились расспросить пассажиров о полете, однако всем пришлось подождать. У нарядного трапа, который подогнали к воздушному судну, вдруг закапризничала гидравлика, и какое-то время ушло на наладку. Зато когда люди стали выходить из салона, настроение им постарались поднять две милые девушки в лопарских костюмах и плюшевый олень: пассажирам нового рейса вручали пакеты с подарками. А в зале ожидания багажа для них был подготовлен небольшой фуршет - шампанское и фрукты.

Большая часть из 34 пассажиров возвращалась домой, туристов на этом рейсе оказалось мало. Например, две девушки из Мончегорска - Елена и Марина - вернулись из командировки. Говорят, что обычно отправлялись из Мурманска и туда же прибывали, но полеты из Шереметьева в Апатиты им подходят гораздо больше - отсюда проще до дома добираться. Билеты приобрели за неделю до рейса, и цена их тоже устроила.

Еще одна пассажирка, москвичка Мария Уткина, оценила первый рейс так:

- Зарегистрировали быстро, все очень вежливые, кормили вкусно. Долетели - не трясло, даже намека не было.

Билеты в оба направления стали продавать заранее, но, как рассказала Светлана Скопина, заместитель гендиректора аэропорта Хибины, активизировались продажи в последнюю неделю. Причем в день первого рейса отправились в столицу на «Боинге» всего 40 человек (при вместимости свыше 100), а вот на новогодние праздники билетов куплено уже гораздо больше.

До сих пор местный аэропорт принимал самолеты двух перевозчиков - «Псковавиа» и «Северсталь». Улететь можно было в трех направлениях: на Москву (Домодедово), Санкт-Петербург и Череповец (через Москву или Питер). Предполагается, что соглашение с «Нордавиа» на два регулярных рейса (в пятницу и воскресенье) будет способствовать развитию туристической привлекательности региона. Поэтому и расписание полетов составлено так, чтобы туристам, прибывающим в Хибины, было удобно.

Парк этой авиакомпании сейчас состоит из девяти узкофюзеляжных реактивных пассажирских «Боингов- 737-500» с салонами эконом- и бизнес-класса. Эти воздушные суда развивают скорость до 800 километров в час, поднимаются до 11 600 метров, дальность их полетов - 4300 километров. У компании ведущие позиции на Северо-Западе, она не раз становилась победителем конкурса «Крылья России».

- В международной гражданской авиации существует показатель безопасности - целый комплекс параметров, - сказал Олег Ветвинский, генеральный директор «Нордавиа». - Этот комплексный показатель нашей компании равняется 99,99. На нашей маршрутной карте появился вроде бы новый пункт назначения, на самом деле аэропорт Апатитов нам хорошо знаком. И мы готовы наполнить ваш обновленный терминал шумом и очередями, которые будут выстраиваться на посадку на наши рейсы.

А лыжи бесплатно

Капитан воздушного судна, выполнившего первый рейс, условия аэропорта оценил высоко:

- Полоса абсолютно адекватная для этого самолета (ее длина 2500 метров. - С. Н.), хорошо почищена, никаких нареканий со стороны экипажа нет. Я последний раз был здесь 10 лет назад, внутри все стало гораздо уютней, и приятно, что сотрудники остались те же.

Надо сказать, вывести аэропорт из «замороженного» состояния удалось благодаря АО «Апатит» - предприятие только в этом году инвестировало сюда около 40 миллионов рублей. Усилия налицо: аэровокзал стал комфортным, техническое оснащение современным. И в этом действительно есть необходимость - туристический комплекс, в развитие которого тоже вложили немало средств за последние годы, не будет востребован без инфраструктуры.

Новые авиарейсы - часть удобств, способствующих привлекательности горнолыжного отдыха в Хибинах. Так что сейчас ставку сделали именно на горнолыжный сезон. И не случайно на рейсах нового направления действует целый пакет акций авиакомпании, а также скидки для студентов, молодежи, пенсионеров и при покупке билетов на сайте «Нордавиа».

Если сравнить поездку на поезде и перелет, авиабилеты (при условии покупки заранее) обойдутся всего на пару сотен дороже, чем билет на поезд от Апатитов до Москвы в плацкартном вагоне.

Хорошая экономия времени и денег, два часа - и ты на месте. Да и с багажом удобнее: в период с ноября по март компания отменила плату за провоз лыжного снаряжения и экипировки для биатлона (лыжи в чехлах, сноуборды, палки, ботинки, шлемы, очки, специальная одежда, винтовки для биатлона).

По одному билету можно провезти бесплатно комплект лыжного снаряжения весом не более 20 кг (норма по размеру трех измерений игнорируется). В общем, туристам, которые выберут для отдыха склоны Хибин, стараются создать хорошие условия. В прошлом сезоне здесь побывало 150 тысяч человек, есть надежда, что в этом их будет еще больше.

Официальные лица в своих выступлениях на торжественной встрече первого рейса отмечали: это нововведение должно придать новый импульс развитию и авиакомпании, и туризма.

- Произошло то, что должно было произойти, - сказал министр транспорта Дмитрий Соснин. - На территории области два аэропорта, и неправильно, что один работает, а другой долгое время находился в застое. Компания «ФосАгро» действительно вдохнула жизнь в этот аэропорт, который необходим для юга области.

Кроме того, есть шансы, что рейсов на комфортабельных «Боингах» со временем станет больше. Гендиректор «Нордавиа» не исключает возможности увеличить их количество, если будет спрос. Причем в планах - рейсы на Санкт-Петербург, а также в период летних отпусков - на Анапу, Сочи и Симферополь.

Светлана НАГЛИС. Апатиты.