В этом концертном зале не приходилось чопорно сидеть в неудобных креслах и сдержанно аплодировать. Тут вполне можно было развалиться в пластичном кресле в виде мешка, вытянуть ноги, обняться с кем-то близким. А лучше всего, прикрыв глаза, предаться медитации - весьма необычная музыка этому содействовала. В мурманском центре современного искусства «Рокси» состоялся концерт совместного русско-норвежского ансамбля, который собрался исключительно ради этого проекта. Название выступления нетривиально - «Мурманский космодром».

- Кроме нот у нас еще и рисунки, - улыбается актриса областного театра кукол Екатерина Ефремова. - Хилари для каждого нарисовал своего рода карту, по которой мы, музыканты, путешествуем.

Хилари Джефри - английский тромбонист и композитор - автор «Космодрома». Точнее, соавтор: элементы этой большой двухчасовой композиции девять музыкантов творили вместе. На это у них было около двух недель. Столько длился большой проект «Темная экология», частью которого стало музыкальное действо.

В проекте приняли участие полсотни художников, артистов, искусствоведов из России, Норвегии, Голландии, Швеции. Куратор «Космодрома» Мария Русиновская - экс-мурманчанка, а ныне жительница норвежского Бергена, поясняет: в основе «Экологии» - идеи американского философа Тимати Мортона.

Согласно его книгам человечество превратилось в геологическую силу, которая влияет на форму земной коры, состав атмосферы и океанов. Разделение на природу и культуру больше не актуально. Мир состоит из тесно связанных объектов, и человек лишь один из них. Найти путь в изменившемся космосе - не самая легкая задачка.

Придумала «Экологию» норвежка Хильда Метти, стоявшая у истоков знаменитого «Баренц-спектакля», затем к работе подключились организаторы амстердамского фестиваля электронного искусства «Соник артс».

- Каждый год участники проекта - а на него записываются за три-четыре месяца до начала, - путешествуя по приграничью, создают новые произведения, осмысляя эту тему, - поясняет Мария.

В этом году маршрут экспедиции лег через Киркенес, Никель, Заполярный и Мурманск. Там прошли концерты, лекции, были представлены различные инсталляции. «Космодром» же стал кульминацией пути.

- Хилари решил «строить» его как место отправления внутрь себя. И музыка - это способ навигации во внутреннем мире, - продолжает Мария. - Это творческая лаборатория. А для Хилари Джефри это еще и важный личный опыт. Он ужасно любит Россию, пытается учить русский язык, очарован его звучанием.

- И для нас интересный опыт, - добавляет Екатерина Ефремова. - Хилари делал с нами много необычных упражнений на развитие воображения, свободу импровизации. Огромный подарок для всех нас - что мы сделали это вместе. Счастливое время!

Счастливое - и неповторимое. Проект задумывался как одноразовый, так что у зрителей была действительно уникальная возможность - слышать то, что существовало только для них. Здесь и сейчас.

«Мурманский космодром» стал для Джефри продолжением сюжета, первая часть которого создана в Загребе. Там в «Зале современного звука» он не так давно уже представлял подобный ансамбль. Выстроен он был также на импровизациях. Но, как и в Мурманске, тщательно подготовленных.

- При нашей первой встрече с музыкантами каждый показал, что может, - вспоминает тромбонист. - И только после этого для каждого я начал рисовать карты.

Солнце, облака, цветы - в абстрактных знаках на нотном листе Екатерины Ефремовой я разглядела что-то очень доброе. Впрочем, возможно, рисунок Джефри следовало читать совсем иначе...

Главное, что каждый из участников ансамбля свою «карту» понимает с полувзгляда. Гитара, аккордеон, синтезатор, труба, тромбон - кроме звуков столь несхожих инструментов «космическую» атмосферу создавали компьютерные эффекты, вокал и световое оформление.

В какой-то момент и правда казалось, что все мы на космодроме и старт - вот-вот. Сказать, что такую музыку можно понять в два счета, будет неправдой. Кто-то скептически улыбнется - мол, выпендреж. Кто-то задумается. А кто-то попробует нарисовать карту собственного пути. По миру или внутри себя. Как знать, какая дорога таит больше открытий...

Татьяна БРИЦКАЯ