Эта неделя - неделя Пробуждения Силы.

17 декабря премьера новых «Звездных войн», и этим все сказано. На сайте BBS Russian опубликовали целую статью с советами тем, кто терпеть не может «Звездные войны». Самым дельным из них был уехать в Бутан - в Голливуде еще не определились, стоит ли тратиться на дистрибуцию фильма в этой гималайской стране или нет.

Информационный шум по поводу блокбастера столь всеобъемлющ, что писать что-то конкретное про этот фильм, наверное, бессмысленно. Пока неясно, хороши «Звездные войны» или плохи? Вспомним самую первую трилогию и сравним со второй: думаю, никто не будет спорить, что в одном случае - классика кинематографа, в другом - маркетинга. А здесь картина, вторичная даже не к первой - ко второй трилогии, без Дарта Вейдера, но с изрядно заматеревшими Ханом Соло и принцессой Лейей. Режиссер - Джей Джей Абрамс (именно он ранее работал над новым «Стар Треком»), сценарист - Лоренс Каздан (драматург второго и третьего эпизодов первой трилогии): парадоксально, но это гарантирует не качество, а лишь то, что при постановке соблюден некий «формат «Звездных войн». Увидим ли мы фильм, вписывающийся во Вселенную Джорджа Лукаса? Да! А вот станет ли он таким же явлением года, как новый «Безумный Макс»? Несмотря на водопад положительных рецензий в адрес ленты Абрамса, скорее всего, нет…

Кстати, о «Безумном Максе». Принято считать, что с возрастом режиссеры теряют харизму, становятся склонны к самоповторам и вообще представляют лишь бледную тень самих себя в молодости. Австралиец Джордж Миллер с блеском опроверг это мнение - яростной энергетики им же и перезагруженного собственного «Безумного Макса» хватило бы на целую ораву молодых дарований. Его лента уже успела получить приз за режиссуру в Сан-Себастьяне, а на этой неделе (одна из немногих киноновостей, не относящихся к «Звездным войнам») ее еще и выдвинули на «Золотой глобус». Номинаций всего две, зато обе - главные: лучший фильм и режиссура.

Кроме того, в основных номинациях не были забыты ни «Марсианин», ни «Шпион», ни даже «Выживший» (тот самый, где с Ди Каприо якобы позабавился медведь) - этот год вполне может стать временем разрыва со старым академическим шаблоном Лучшего Фильма. Забавно, что «Марсианин», нисколько ни комедия и не мюзикл, выдвинут на «Глобус» именно в этой категории, а за лучшую женскую роль не номинировали невероятную Шарлиз Терон из «Безумного Макса». Зато в число номинантов оказались втиснуты лесбийская мелодрама «Кэрол» и биографический фильм о первом в мире трансгендере «Девушка из Дании». Старое без боя не уходит - слава богу хоть Тарантино не забыли номинировать за сценарий «Омерзительной восьмерки»!

Параллельно проходило вручение так называемого «Евро-Оскара» - премии Европейской киноакадемии. Как показал прошлогодний триумф польской «Иды» (дубль «Оскаров» - европейского и американского), киноакадемики США к мнению своих собратьев из Европы прислушиваются. В этом свете благоприятными выглядят «оскаровские» перспективы итальянской «Молодости», премированной европейцами. «Молодость» была центральным фильмом кинопрограммы Италии на последнем Каннском фестивале, единодушно признанной всеми критиками лучшей на этом форуме и демонстративно проигнорированной жюри. Теперь бумеранг вернулся - «Дипан», завоевавший «Золотую пальмовую ветвь», столь же показательно отсутствовал во всех номинациях как «Золотого глобуса», так и Европейской академии.

А что же у нас останется на киноэкранах, если вывести за скобки «Звездные войны»? Из новинок - российская производственная комедия «Норвег» и английская производственная драма «Убей своих друзей». Герой первой, дипломированный физик (Евгений Миронов), становится хозяином клинингового агентства с персоналом из гастарбайтерш и женихом норвежки, крайне принципиальной во всем, что касается эксплуатации женщин-пролетариев, да еще из третьего мира. Премьерный показ «Норвега» состоялся на выборгском фестивале «Окно в Европу», где он стал одним из главных событий киносмотра. Несомненный плюс картины - актерский состав. Так, норвежку играет Северия Янушаускайте, ставшая известной по главной роли в прошлогодней «Звезде» Анны Меликян, что уже интересно. Но основной триумфатор на этот раз другая актриса - Роза Хайруллина, награжденная в Выборге призом с красноречивой формулировкой - «За виртуозное владение профессией».

«Убей своих друзей» рассказывает о мире английской музыкальной индустрии. «Основано на реальных фактах» - читаем в титрах: это действительно так, если считать реальными фактами дотошно воссозданную атмосферу шоу-бизнеса. Формально же это все вымысел - экранизация одноименного романа Джона Найвена... который, в свою очередь, написал этот роман (а затем и сценарий фильма) на основе собственного опыта работы в мире бритпопа. Главный герой - менеджер среднего звена, устав от попыток продвинуться вверх обычными способами, избрал для себя способы необычные (один из них и стал названием).

Как и у «Норвега», премьера «Убей своих друзей» состоялась на кинофестивале (только в Торонто); как и у «Норвега», основной плюс здесь - актерский ансамбль: Ник Холт, Эд Скрейн, Розанна Аркетт, Тим Райли. Даже минусы у них одинаковы - обе ленты ставили сериальщики - Анна Званцова и Оуэн Харрис. Учитывая же, что бюджет съемок оказался сравнимым («Убей своих друзей» делала независимая студия), эти две картины интересны еще с одной стороны - как мерило сравнения среднего уровня нашего и европейского кино. Понятно, что «Звездные войны» нам пока не потянуть - может, нас хватит на обычный европейский фильм?

Алексей ГУЛЯНИН