Сегодня профессиональный праздник отмечают морские авиаторы. Дата принята с момента выхода приказа главнокомандующего ВМФ страны еще в 1916 году в честь победы летчиков Балтфлота над немецкими самолетами.

Тем не менее история этого рода войск началась почти столетие назад: 16 сентября 1910 года пилот Станислав Дорожинский, носивший звание лейтенанта, выполнил над Севастополем первый для Российского флота полет на аэроплане.

С тех пор многое в становлении и развитии этого рода войск было отмечено словом «первый». В августе 1941 года морские летчики первыми нанесли ответный удар по Берлину. Здесь служили люди, первыми в войну получившие звания Героев Советского Союза, причем Борис Сафонов - дважды. Всему миру известно имя первого космонавта Юрия Гагарина, который свой путь в космос начинал именно с морской авиации здесь, на мурманской земле.

Сегодня собственными воздушными силами располагают все четыре военных флота России. Среди их задач обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, надводных кораблей, а также авиации морского базирования.

В канун профессионального праздника мы смогли побывать на территории смешанного авиаполка СФ под командованием полковника Сергея Дергунова и стать свидетелями плановых тренировок.

«Летит!» - выдохнул кто-то рядом. Напряженно вглядываемся в небо, где возникла крохотная серебристая точка. Она постепенно увеличивается, «подмигивая» проблесковыми огоньками, и спустя всего несколько секунд обретает вполне реальные очертания: на посадку заходит морской ракетоносец Ил-38. Едва шасси крылатой машины коснулись полотна, на «рулежку» выкатил следующий бомбардировщик, готовый взмыть над землей…

Этот тип самолетов члены экипажей с уважением называют проверенной рабочей лошадкой. Спроектированный более шестидесяти лет назад, он до сих пор стоит на вооружении и не знает себе равных по практичности и удобству конструкции и безопасности полетов. За всю историю на Ил-38 зарегистрировано самое меньшее количество аварий, летают они далеко и надежно и способны приземлиться даже при отказе трех двигателей из четырех имеющихся. Конечно, данные самолеты обязательно проходят модернизацию, на них устанавливается новое оборудование, чтобы соответ-ствовать современным требованиям, а потом опять возвращаются в строй, выполняя задачи в ближней и дальней морской зоне.

При этом специалисты прекрасно понимают, что обновление авиационного парка необходимо. Собственно, и опре-деленные планы уже существовали, но развал страны в начале девяностых и царившая затем неразбериха, затронувшая все стороны жизни государ-ства, не позволили их воплотить. А к сегодняшнему дню спроектированные, но так и не построенные когда-то самолеты уже устарели.

Но - все впереди. Тем более что по-следние пять лет морская авиация, по словам военнослужащих, находится на подъеме. В достаточном количестве выделяются средства на топливо, поэтому в течение зимнего и летнего периода экипажи успевают налетать десятки, а то и сотни смен.

К слову, сам полет является завершающей фазой общего дела, непосредст-венное участие в котором принимают наземные службы. Подготовка начинается часа за полтора: до последнего болтика проверяются все механизмы, включая створки шасси, устраивается предварительный прогон двигателей.

Свой «ритуал» выполняют и члены экипажа. Им, к примеру, строго запрещено питаться накануне домашней едой, только в летной столовой, где для них приготавливают особое «предполетное» меню. Это необходимо для того, чтобы летчик, съев «что-нибудь не то», в ответственный момент не занедужил. Тренировочный полет длится до трех часов, а реакция организма на неподходящий продукт может наступить, когда человек будет уже в воздухе.

Затем следуют тщательный медосмотр, изучение метеорологической обстановки и предполетные указания. Только когда все эти составляющие выполнены, идет доклад, что самолет и экипаж подготовлены и многотонная машина может подняться в воздух.

- Каждый полет неповторим, - говорит командир экипажа Ил-38 майор Дмитрий Кабалов. - Сложными являются задачи, которые выполняются в ночное время, над морем либо на малой высоте. Посадки также никогда не походят одна на другую, всегда есть особенности, будь то сила и направление ветра в данный момент или что-то еще. Но тем интереснее, есть чувство полета. Как и для коллег, для меня главное взлететь, выполнить заданную программу и вернуться, чтобы все были живы и здоровы.

Связать судьбу с военной авиацией Дмитрий мечтал с детства. После школы поступил в Тамбовское училище, успел послужить под Архангельском. На Севере чуть более десяти лет и о том, что судьба забросила его в столь суровый по климату край, ничуть не жалеет.

- Самое трудное, - признается собеседник, - когда хочется летать, а вынужден ходить по земле.

Вместе с Дмитрием ежедневную боевую вахту несут и члены экипажа: штурманы Максим Ильинов и Александр Козырский, радист Александр Дерушев и помощник командира Сергей Туманин.

Тем временем на посадку зашел еще один бомбардировщик. Оказавшись на земле, он еще долго и натужно гудит двигателями, словно выказывает удовольствие от успешно завершившегося полета.

Фото: Федосеев Л. Г.
17 июля - День морской авиации.
Фото: Федосеев Л. Г.
17 июля - День морской авиации.
Фото: Федосеев Л. Г.
17 июля - День морской авиации.
Фото: Федосеев Л. Г.
17 июля - День морской авиации.
Фото: Федосеев Л. Г.
17 июля - День морской авиации.
Фото: Федосеев Л. Г.
17 июля - День морской авиации.
Фото: Федосеев Л. Г.
17 июля - День морской авиации.
Фото: Федосеев Л. Г.
Командир экипажа Ил-38 Дмитрий Кабалов.
Юлия НОВИКОВА