Они никогда не фотографируются перед вылетом. Плохая примета. В такой рисковой и романтической профессии без суеверия никак. В авиации весь свод правил техники безопасности выстрадан печальным опытом. Сотрудники Мурманской авиационной компании говорят: подвигов у нас никаких. Подвиг - результат недоработки. И скромно умалчивают о заслугах. К слову, на счету компании есть и государственная награда. Четыре года назад удостоен ордена Мужества командир экипажа вертолета Ка-32Александр Суконин, а медалями «За спасение погибавших» отметили второго пилота Игоря Черняка и бортмеханика Василия Воронина.

Тогда в ходе операции они успешно доставили спасательный отряд и подняли на борт винтокрылой машины моряков теплохода «Степан Разин». Судно село на мель, жизням людей угрожала опасность: дул шквалистый ветер, был сильный снегопад. Все манипуляции экипаж вертолета проводил без посадки, зависнув над палубой теплохода.

Спасательные операции - лишь часть услуг, которые предлагает Мурманская авиационная компания. Здесь также работают с турфирмами, обеспечивая перевозку любителей рыбалки. Не так давно заключен контракт с авиалесоохраной для мониторинга и тушения лесных пожаров. И конечно, компания давно сотрудничает с региональным правительством. Круглогодично пилоты перевозят жителей отдаленных поселений Ловозерского района - Каневки, Краснощелья, Сосновки. Раньше летали и на Терский берег. Но там появилась своя авиакомпания. Не конкуренты, а партнеры.

- Раньше сотрудничали и с зарубежными фирмами, в том числе Ирана, - вспоминает генеральный директор компании Александр Смирнов. - Однако авиация - вещь дорогая. В прошлом году нам даже пришлось сократить свой технопарк. Лишились пяти вертолетов Ка-32. Сказался рост цен на запчасти, ремонт и обслуживание машин. Содержать их стало просто нерентабельно.

Сейчас «в штате» компании 11 машин. Все - свои, ни одной взятой в аренду. Среди них вертолеты и небольшие самолеты. Авиаторы обижаются, когда обыватели называют эту технику старой.

- Нет, это стереотип, - заявляет начальник инспекции по безопасности полетов Юрий Лангуев. - Ведь каждая машина раз в пять-шесть лет проходит капитальный ремонт на заводе Санкт-Петербурга, да и наши техники без дела не сидят. Внутри обычного на вид «кукурузника» Ан-2 немецкой разработки конца 40-х годов - мощный двигатель американского производства. Незаменимая машина! Она универсальна, многофункциональна. Умеет даже трюки выполнять, летать в перевернутом положении. А безаварийная работа - заслуга техников. У компании имеется своя лаборатория по диагностике неисправностей железных птиц. Так что, поверьте, воздушным судам года - не беда.

Сам пилот в недавнем прошлом, Юрий Николаевич признается: авиация - это как наркотик. Возьмешь в руки штурвал - и больше ничего не надо. У них не принято хвастаться заслугами, однако квалификация летчиков не оставляет места сомнениям. Умудренные опытом ветераны учат молодежь: вот летишь ты в пургу - сверху снег, снизу снег. Куда приземляться? А все просто: бросаешь шапку на землю. Вон она, черная точка. На нее и садишь машину. Воистину - опыт.

На соревнованиях с коллегами из средней полосы наши летчики показали себя блестяще. А гости - растерялись.

- Все дело в особенностях рельефа Заполярья, - разъяснил Александр Смирнов. - У нас сложные ориентиры: сопки, множество озер и рек - причудливая местность.

В ходе беседы не раз всплывали сравнения с деятельностью авиакомпаний Запада. Там не было перестройки, когда во всех сферах жизни наблюдался упадок. Там это время потратили на развитие авиации, изобретения и модернизацию техники. Нашим же летчикам пришлось восстанавливать силы.

- К тому же, - продолжает Александр Михайлович, - упал престиж профессии. Выпускники летных вузов не пошли работать по специальности. И стал утрачиваться опыт - одна из главных составляющих успешной работы. Сказалась и сложная ситуация с материальной точки зрения. Когда российская авиация зарождалась, стакан топлива стоил меньше стакана газировки. Сегодня один час полета обойдется в среднем в 72 тысячи рублей. Треть этой суммы - оплата горючего. А оно дорожает.

Это, пожалуй, главное желание авиаторов в канун профессионального праздника, Дня Воздушного флота России, - чтобы цены на топливо не росли. Остальное - дело техники. А перспективы развития авиации у нас есть. Большие надежды возлагают на Штокман, кроме того, велик спрос на северных летчиков в Сибири и даже Европе. Главное, чтобы были кадры, чтобы не пропал интерес к романтической профессии. Кстати, в Мурманской авиакомпании уже намечается династия. На втором курсе Санкт-Петербургского университета гражданской авиации учится Мария Акимушкина - дочь (да-да!) одного из ветеранов компании Александра Ивановича Акимушкина.

Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания. Командир летного отряда Алексей Боросан.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания. Командир летного отряда Алексей Боросан.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компания. Командир летного отряда Алексей Боросан.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская fвиационная rомпапия. Авиатехник Виктор Гребенников.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская fвиационная rомпапия. Авиатехник Евгений Назаров.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская fвиационная rомпапия. Авиатехник Евгений Назаров.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компапия. Генеральный директор компании Александр Смирнов.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компапия. Генеральный директор компании Александр Смирнов.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компапия. Генеральный директор компании Александр Смирнов.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компапия. Генеральный директор компании Александр Смирнов.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компапия. Генеральный директор компании Александр Смирнов.
Фото: Ещенко С. П.
Мурманская авиационная компапия. Генеральный директор компании Александр Смирнов.
Людмила БУТКОВА