В тесноватом боксе станции техобслуживания две машины: инкассаторская «буханка» и «Фольксваген пассат». У последнего - поднята крышка капота, и над двигателем склонился мужчина в оранжевом комбинезоне. Это не автомеханик, как может показаться на первый взгляд, а старший эксперт экспертно-криминалистического центра областного УВД майор милиции Вячеслав Ткаченко. В своем плотном рабочем графике он выкроил немного времени, чтобы ответить на вопросы журналистов. В столь необычной форме прошел брифинг, посвященный криминалистическому исследованию обозначений транспортных средств. Проще говоря, определению маркировок автомобильного оборудования. Ведь нередко эти номера бывают стерты или изменены.

- И вот тогда мы должны установить: либо номер специально поменяли, либо это последствия эксплуатации машины, или результат каких-либо ремонтных работ, а то и коррозии, - рассказывает Вячеслав. - Кстати, зачастую и сама ржавчина имитируется, чтобы скрыть старые номера. Но это уже криминальные случаи.

Как отметил Вячеслав Ткаченко, только за минувший год из всех прошедших на станции техобслуживания экспертиз 10 процентов имели те или иные изменения в маркировке. Если посмотреть свежую статистику, то за шесть месяцев 2010-го криминалисты проверили в нашем регионе полторы тысячи машин, в маркировке 64-х выявили исправления.

Исследование проводится по трем направлениям: проверяются номера на автомобильных узлах, затем - окраска кузовов и регистрационные документы.

- Работа достаточно трудоемкая, - говорит майор. - На некоторых машинах, прежде чем добраться до номера оборудования, приходится даже полностью снимать двигатель. Потом проводится собственно исследование и затем обратный монтаж.

Автомобилей к экспертам направляют много: порой за день по восемь - десять штук. Везут не только из Мурманска, со всей области. В том числе из ЗАТО. Кстати, именно оттуда часто приходят машины с перебитыми номерами.

- В свое время завезли их туда новые хозяева и поставили на учет, - уточняет Ткаченко.

Количество угонов по стране растет, и, как отмечают специалисты, сегодня число похищаемых за единицу времени автомобилей вполне сопоставимо с показателями вазовского или газовского конвейеров. Некоторые машины крадут ради того, чтобы просто покататься. Но большая часть идет на продажу или разбирается на запчасти.

География угонов охватывает практически все пространство бывшего Советского Союза. Автомобили из Сибири и Дальнего Востока поездами или самолетами переправляются в центральные регионы России и в Среднюю Азию. Машины из Москвы и Санкт-Петербурга идут на юг и за Урал. А вот поток в кавказские республики - Чечню, Дагестан, а также соседнюю Грузию - заметно снизился. Причины: длительная нестабильность и элементарная нехватка денег у населения. Еще канал для угнанных четырехколесных коней - страны Балтии.

По статистике, чаще всего похищают наши родные «Жигули». За ними идут иномарки, самые ходовые из них «Мерседесы», «БМВ», «Вольво» и «Фольксвагены». Разумеется, не забыты и джипы. А вот «Ауди» и «Форды» крадут почему-то меньше.

Обнаружить угнанную машину трудно. Тем не менее их находят. В том числе и с помощью таких криминалистических исследований, какие продемонстрированы местным журналистам. В Мурманске этой работой вплотную заняты два специалиста. А еще проверяют маркировку в Кандалакше, Апатитах, Оленегорске и Мончегорске.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Сергей БЕРДНИКОВ