Сафонов - коренной русак, родился в Тульской губернии. Окончив с отличием семилетку, учился в тамошней железнодорожной школе ФЗУ, параллельно занимался в планерной школе. В числе лучших попал в школу Осоавиахима. Затем летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба - Качинская авиашкола. Службу начинал в Белорусском военном округе, откуда и прибыл в Кольское Заполярье, в морскую авиацию Северного флота.

Великую Отечественную начал успешно - первого немца сбил на второй день войны. Уже 16 сентября 1941-го ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Месяц спустя стал командиром только что сформированного 78-го истребительного авиаполка. В январе сорок второго года Сафонов был награжден третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта четырем летчикам-североморцам, в том числе Борису Феоктистовичу, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании - крест «За выдающиеся летные заслуги».

Погиб 30 мая 1942-го, прикрывая союзные конвои.

Сейчас частенько доводится слышать, что и количество побед Сафонова было иным, мол, меньше он сбил самолетов, чем ему приписывали, да и в целом масштаб дарования его как классного пилота-аса сильно преувеличен. Всему виной советская пропаганда, которая «делала» героев.

С первым тезисом отчасти можно и согласиться, подтвержденных немецкими архивами лично сбитых самолетов у Сафонова действительно поменьше, чем обычно заявляли, - 19, а не 30. Но умаляет ли это его летчицкий дар? На мой взгляд, ни в коей мере. Вдумайтесь, 19 сбитых самолетов врага менее чем за год боев - это ли не результат!? Еще какой, если учитывать то важное обстоятельство, что год этот случился, может быть, самым сложным и для Мурманска, и для нашей авиации на Кольском Севере. Налеты фашистов на город шли непрерывно, а главенство в воздухе было еще прочно за асами из люфтваффе. На эту-то нелегкую пору и пришелся пик боевой работы Бориса Сафонова.

Что же до советской пропаганды, то она и впрямь в те годы была на высоте. Рассказ о героях войны - наших советских, русских героях - шел системно, грамотно, мощно. И занимались этим тогда лучшие: пишущие и снимающие журналисты, писатели, художники, артисты. И, слава Богу, что о том, как наши защитники воюют, знала вся страна. Это было, когда она действительно знала своих героев. Разве ж это плохо?

Конечно, порой не без перехлеста, не без нелепостей очевидных, вроде легенды о том, что немцы передавали своим пилотам специальное сообщение: «Сафонов в воздухе», указывая, что им лучше бы вернуться на базу. Миф, конечно, очевидный. Полагаю, фашисты и фамилии такой не знали. А уж чтоб на базу возвращаться, уклонившись от выполнения боевого задания, так это в любой армии мира подрасстрельное дело. А немцы-то были вояками конкретными, без сомнения, отчетливые бойцы. Здесь, на Севере, нашим пилотам противостояла эскадрилья асов - опытные, закаленные в боях войны, которым палец в рот не клади. Тем ценнее каждая победа, одержанная советскими летчиками в небе над Мурманом.

Дмитрий КОРЖОВ