- Мама, мама, а когда нас к папе пустят? - нетерпеливо дергал за руку молодую женщину мальчик лет трех.

- Вот сейчас кораблик подойдет поближе, с него лесенку спустят и мы зайдем, - объясняла она ребенку, не отрывая при этом глаз от причала, куда неспешно подваливал огромный корабль.

- Соскучились, наверное, по папе? - спрашиваю у женщины, представившейся Мариной Барецкой.

- Очень соскучились, полгода все-таки не виделись, - горячо отвечает она. - Это уже второй его длительный поход.

- Вероятно, так и не привыкли?

- К такому нельзя привыкнуть. Все равно дни считаем...

Таких женщин с маленькими и уже подросшими детьми, а также бабушек и дедушек в минувшее воскресенье возле военно-морского причала Североморска собралось несколько сотен. И повод тому был более чем оправданный. Из почти полугодового дальнего похода домой вернулся флагман Северного флота тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Итог его работы в море лаконично отражал транспарант, вывешенный на борту: «Родина, твой приказ выполнен».

Эти 166 суток, а также 28 тысяч морских миль, пройденные крейсером вдали от родных берегов под пристальным вниманием российской и мировой прессы, уже вошли в историю военно-морского флота нашей страны. И хотя рекордов по длительности одиночного плавания «Петр Великий» на этот раз не ставил, по насыщенности событиями поход вполне может тягаться с предыдущими.

Напомним, крейсер покинул родной причал 30 марта и уже 5 апреля впервые в своей истории миновал пролив Ла-Манш. Особенность этого перехода заключалась в том, что водная магистраль между Великобританией и Францией достаточно мелководна для таких больших кораблей. Российским морякам понадобилось поистине ювелирное мастерство, чтобы безопасно лавировать среди интенсивного потока транспортов.

Впрочем, командир Феликс Миньков ничего сверхсложного для своего экипажа в этом не видит.

- У нас не возникло никаких сложностей при проходе Ла-Манша, поскольку мы были к этому готовы, проводили специальные тренировки, - по-военному четко и коротко ответил Феликс Владимирович на вопрос журналистов.

Первым иностранным портом на пути флагмана Северного флота стал сирийский Тартус. На борту боевого корабля побывала делегация руководства Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики и чрезвычайный и полномочный посол РФ в этой стране Сергей Кирпиченко.

Через пару дней отдыха и пополнения запасов «Петр Великий» взял курс на Индийский океан. При этом, минуя Аденский залив, российский корабль доставил немало хлопот сомалийским пиратам, проведя несколько досмотров подозрительных маломерных судов.

По пути следования крейсер встретил военные корабли Индии и США, проводящие совместные учения, и обменялся с ними международными сигналами. Затем североморцы сами вступили в маневры с черноморским крейсером «Москва», во время которых отработали приемы оказания помощи терпящему бедствие судну.

Наконец, оставив за кормой около 15 тысяч морских миль, 20 мая атомоход достиг главной географической точки своего похода - Приморья и ошвартовался у базы Тихоокеанского флота Фокино.

За тем, что происходило в конце июня - начале июля на Дальнем Востоке, следили, без преувеличения, все мировые и тем более российские СМИ. Поэтому нет смысла подробно рассказывать о крупномасштабных учениях «Восток-2010». Напомним лишь, что в них было задействовано свыше 20 тысяч человек, около 70 самолетов, 2, 5 тысячи единиц вооружения, более 30 кораблей Тихоокеанского, Черноморского и Северного флотов. Важность этого события подчеркнул президент Дмитрий Медведев, который прибыл на борт «Петра Великого», чтобы наблюдать за активной фазой маневров. Любопытная деталь: как передавали в те дни зарубежные информагентства, во время осмотра атомохода глава государства поинтересовался его стоимостью, благодаря чему теперь мы знаем, что цена крейсера подобного класса составляет около 30 миллиардов рублей.

После учений «Восток-2010» североморцы легли на обратный курс. По пути домой они вновь посетили ряд портов, в том числе Индии и Франции, и провели с кораблями этих стран совместные учения.

Кстати, как рассказал журналистам командующий флотом вице-адмирал Николай Максимов, французский город Брест впервые принимал иностранный военный корабль с ядерной установкой.

- На его борту побывало практически все командование ВМС Франции и по военно-дипломатической линии я получил массу приятных слов от принимающей стороны, - отметил командующий СФ, добавив, что французы оказались столь гостеприимны, что местные таксисты даже не брали денег с российских моряков.

Заходы в иностранные порты произвели огромное впечатление на двух молодых моряков, с которыми удалось разговориться, пока ждали начала торжественного митинга на палубе «Петра Великого», - матроса срочной службы Руслана Халматова из Санкт-Петербурга и старшего матроса-контрактника Андрея Кондратьева из Пензенской области. Для обоих этот дальний поход стал первым большим путешествием в жизни. Руслан признался, что хотя не собирается пока связывать свою судьбу с армией, вопрос - а не остаться ли на сверхсрочную, за прошедшие полгода возникал не раз.

- А как считаете, России нужны такие корабли? - спросила я у молодых людей.

- Конечно, - буквально хором ответили они. - Вы бы видели, как нас в иностранных портах встречали. Люди восхищались. Это же демонстрация мощи нашей страны!

О том, что поход «Петра Великого» в очередной раз продемонстрировал присутствие Российского флага в Мировом океане, говорили все выступавшие. Но оказалось, самым сложным испытанием для моряков стала не эта ответственная миссия, а всего один день.

- Из 166 суток самыми тяжелыми для нас были последние - перед заходом в родной порт. Очень уж долго тянулось время, - слегка смутившись, сказал на прощание журналистам командир крейсера Феликс Миньков.

Торжественный митинг на палубе, после которого экипажу традиционно вручили жареного поросенка, завершился. Но самые главные встречи и теплые слова были еще впереди. Едва журналисты успели спуститься по трапу, на борт корабля буквально «потекла» яркая река родственников.

Кстати, дома на заранее собранных праздничных столах виновников торжества ждали вовсе не изысканные яства и заморские деликатесы, а традиционные блюда русской кухни: жареная картошка, холодец, горчица. Ведь именно это просили приготовить мужчины, вернувшиеся из дальнего похода.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Екатерина КОЗЛОВА