Тысяча звонков за смену - такая нагрузка приходится на долю операторов службы «02». На плечах трех девушек, рабочий день которых длится ровно сутки, лежит контроль за всем происходящим в Мурманске. Сюда, на телефоны дежурной части, или, как она теперь называется, центра управления нарядами, стекается информация о происшествиях, преступлениях, несчастьях, а также работе всех милицейских патрулей. Так что о криминальной стороне жизни столицы Заполярья мои собеседницы поневоле знают больше других.

- Самые напряженные дни для нас суббота и воскресенье. Ну еще праздники, - говорит старший сержант Галина Гафурова. - Шквал звонков, особенно в ночное время. Люди жалуются на шум в соседних квартирах и на улице, под окнами, на пьяные компании. Чуть солнышко выглянет, пригреет - начинается! Зимой, в полярную ночь, конечно, такие вызовы реже: народ если «согревается», то по домам, в общественных местах пьяных меньше.

- Зато в темное время года традиционно становится больше реальных преступлений: краж, грабежей, - вступает в разговор сменщица Галины.

Мы сидим в дежурной части ранним утром, как раз происходит смена, девушки передают друг другу информацию о последних вызовах. При этом на телефонных аппаратах то и дело загораются лампочки: это значит, на линии абонент. Звонки на аппаратах приглушены, иначе смену было бы просто не выстоять из-за нескончаемых трелей. Как только срабатывает световой сигнал, операторы снимают трубку, готовые принять информацию и передать нарядам.

- Если люди заявляют о только что произошедших преступлениях, например, грабежах, разбоях, или говорят, что их жизнь и здоровье в опасности, мы сразу по рации связываемся с ближайшими патрулями, - объясняет сержант Марина Сенаторова. Ну а когда речь о кражах, угонах и так далее, тут же переключаем звонок на дежурные части отделов милиции или ГИБДД. Кроме того, можем моментально связаться с ОМОНом, патрульно-постовой службой - с любым подразделением. Очень часто приходится обращаться в «скорую помощь», к пожарным и даже в коммунальную службу «051». Ведь что бы у людей ни случилось, многие первым делом звонят исключительно в милицию.

- Да, к нам очень часто обращаются, когда не получается дозвониться в «аварийку», службу газа - да куда угодно! - подтверждает Анастасия Воеводина. - С одной стороны, раз обращаются к нам - значит, уверены, что получат помощь. С другой, в моменты, когда идет наплыв сообщений о настоящих преступлениях, такие звонки отрывают от работы и, главное, занимают линию. А ведь в это время кому-то минута промедления может стоить жизни!

- Есть и трогательные «постоянные собеседники», которые просто любят поговорить. Это, как правило, пожилые одинокие люди, - рассказывает Марина Сенаторова. - Была у меня такая бабушка. Каждый вечер звонила: «Ягодка моя, поговори со мной!» Так что порой нам приходится играть роль психологов…

Работе девушек не позавидуешь. Суточные дежурства - еще полбеды. Труднее выдерживать постоянный стресс - ощущение чужого несчастья, ответственности за каждого обратившегося человека. Ведь для большинства служба «02» - последняя инстанция.

Настя Воеводина признается: для нее самое сложное - принимать звонки от детей. Девушка сама волнуется, услышав в трубке испуганный детский голос, рассказывающий о том, как кто-то взрослый обидел или ограбил подростка. И негодует на родителей, покупающих своим чадам «навороченные» дорогие мобильники, которые сразу привлекают преступников. В результате в последнее время дети регулярно становятся жертвами грабежей.

Мы беседуем, а в это время старший сержант Влада Разумовская принимает очередной вызов: женщина обнаружила, что ночью кто-то разбил заднее стекло ее машины. Утро - относительно спокойное время, звонков не так много, в основном заявляют о повреждениях транспорта и кражах из авто.

Сюда транслируются еще и данные с установленных в городе камер видеонаблюдения комплекса «Безопасный город». Это помогает предоставлять милицейским нарядам более точную информацию. Марина вспоминает, как на экране следила за перемещениями грабителя, отнявшего у подростка дорогой велосипед, и передавала его координаты ближайшему автопатрулю. Велоугонщика взяли за считанные минуты, что называется, тепленьким. Ну а если по горячим следам задержать преступника не удалось, запись изымается и впоследствии становится вещественным доказательством.

- Бывают у нас и совсем курьезные случаи, - включается в беседу Влада, приняв очередной звонок. - К тому, что нас путают с такси, требуя «прислать машинку», мы уже привыкли, но на моей памяти была и такая история. В самое горячее время, когда вызовы сыплются один за другим, женский голос спрашивает: «Можно срочно ваших мальчиков вызвать?» - «Диктуйте адрес, что у вас случилось?» - «Да ничего особенного, просто мальчики очень нужны!» Дамочке, оказывается, любви захотелось. Хорошо, мы быстро поняли, что она имела в виду. А то бы послали наряд - и пришлось бы «мальчикам» от нее отбиваться!

Раньше в дежурных частях работали исключительно мужчины. Женщины заняли места у телефонных аппаратов всего года три-четыре назад. Марина помнит, как первое время их даже не воспринимали всерьез патрульные, принимавшие по рации вызовы. Зато у обратившегося в милицию человека голос женщины в трубке сразу вызывает доверие. Она и выслушает, и поможет, и посочувствует.

- Главное - уметь все мысли о работе оставить за бортом, переступая порог дома, - убеждена Марина Сенаторова. - Мой муж тоже милиционер, работает в батальоне ППС. Однако мы никогда не разговариваем о службе. Это наш семейный закон.

…Хотя сегодня, думаю, этот закон может дать слабину. Утром, когда Марина закончит смену и вернется домой, наступит уже 7 октября. А это для нее и сослуживиц как-никак праздник - День образования штабных подразделений МВД, к которым относятся и дежурные части. Ну и как не отметить, как не вспомнить свою хлопотную, но так нужную людям службу?

Татьяна БРИЦКАЯ