Нынешний год для отечественной автоинспекции - юбилейный. 3 июля 1936 года Совнарком утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР».

В правилах далекого 1936-го было написано: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначение - всем машинам специального назначения и автобусу».

Главными задачами нового отдела НКВД значились борьба с авариями, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, контроль подготовки и воспитание шоферов. Также в обязанности структуры вошли учет аварий, анализ их причин, привлечение нарушителей к ответственности, выдача номерных знаков, технических паспортов, розыск владельцев машин, скрывшихся с места ДТП. Как видим, функции инспекторов со временем особо не изменились.

К слову, первых сотрудников ГАИ в стране было немного, всего 57 человек в семи отделениях. И они считались элитой правоохранительных органов, поскольку были наделены широчайшими полномочиями: беспрепятственным доступом на любой объект народного хозяйства, правом требовать необходимые сведения от руководителей всех рангов. Кроме того, принимали деятельное участие в обсуждении технических характеристик новых советских автомобилей.

А с «Инструкции о работе пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ» в 1938 году началось создание и местных отделов ГАИ. Так, в нашем регионе подразделение инспекции было сформировано 25 сентября того же 1938 года. Познакомиться с его историей можно в музее заполярного управления ГИБДД.

Форменная шинель с белыми крагами и портупеей, мотоцикл 70-х годов прошлого века, нагрудные знаки... Все это и многое другое уютно разместилось в нескольких кабинетах здания областного управления ГИБДД. Правда, история музея не так велика и началась шесть лет назад, когда при управлении был создан совет ветеранов ГАИ под председательством Геннадия Пасечного. Он-то и решил открыть музей, чтобы сохранить историю заполярной Госавтоинспекции и память о ее сотрудниках.

- Вначале наш совет состоял из семи человек, сейчас - 12, - рассказывает нынешний его председатель Галимжан Ташанов. - Уйдя со службы, мы не забыли коллег. Стараемся помогать ветеранам, их по области примерно 200. В начале марта поздравляем вдов сотрудников. В праздники ездим на городское кладбище, где на Аллее славы покоятся наши коллеги. Стараемся никого не забывать, не оставлять без внимания. Стало уже доброй традицией первого октября, в День пожилого человека, собираться в управлении. На встречу приходит и начальник областного управления ГИБДД Александр Глебов, вспоминаем службу, говорим о настоящем, о планах на будущее. Александр Григорьевич очень чутко относится к нуждам ветеранов, внимательно всех выслушивает, помогает. Это очень теплые и нужные мероприятия.

Кроме общения друг с другом ветераны помогают и своим молодым коллегам, делятся опытом. Новобранцы в первые же дни службы приходят в музей, где узнают историю ГИБДД Мурманской области. Также инспекторы в отставке участвуют в рейдах с действующими сотрудниками, соревнуются в стрельбе из табельного оружия, во время операции «Внимание, дети!» посещают школы и рассказывают юным северянам о правилах дорожного движения.

- Система работы с течением лет не меняется: вышел на маршрут, обследовал, доложил дежурному обстановку. Так было, так есть и так будет, - говорит Галимжан Генистович. - Конечно, техника совершенствуется, появляются новые приборы. К примеру, в 70-80-е годы мы использовали скоростемер-секундомер. Вдоль дороги устанавливались два столба на расстоянии 50 метров. Инспектор нажимал кнопку на приборе, засекал время и вычислял потом скорость, с которой двигалась машина. Затем появился прибор «Фара». Он также измерял скорость, но имел и недостаток - не фиксировал нарушения.

Конечно, сейчас эти приборы уже не используются, зато их можно увидеть в музее. Также среди экспонатов водительское удостоверение, выданное в 1966 году. В то время в документе писали «шофер-профессионал», а не категорию, как сейчас. Еще один раритет - талон предупреждения. При нарушении правил дорожного движения владельцу машины не выписывали штраф, а прокалывали дырочку в талоне. После третьего прокола собиралась комиссия, которая определяла, лишить автомобилиста прав или отправить его на пересдачу экзаменов по ПДД. Есть в музее и мотоцикл. Свыше 20 таковых было в 70-х годах прошлого века в нашей области. Как считают инспекторы, этот вид транспорта намного удобнее, он маневренный, легко можно объехать затор. В те же годы имелся в распоряжении сотрудников ГИБДД вертолет. Летом на нем патрулировали федеральную трассу «Кола», а осенью - район поселка Верхнетуломский. С высоты гораздо проще увидеть заблудившегося грибника, да и передвижение машин как на ладони. К сожалению, вертолет требует больших расходов, а потому от него пришлось отказаться.

Все эти приборы и техника знакомы Галимжану Генистовичу не понаслышке - он и его коллеги использовали их в работе. Многие сослуживцы, выйдя на пенсию, переехали в другие города - Курск, Орел, Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, но не забывают своих боевых товарищей. Ветераны Госавтоинспекции переписываются, созваниваются, встречаются по мере возможности. И при случае, конечно, участвуют в пополнении музея экспонатами.

Екатерина АНДРЕЕВА