СФ - хорошая аббревиатура, знакомая всем жителям Мурманской области. Каждый мурманчанин знает, что под этими двумя буквами скрыто название «самого» флота ВМФ России - Северного. Однако менее осведомленные граждане, не имевшие к нему отношения, могут спутать это сокращение с Советом Федерации… Именно для того чтобы такого недоразумения никогда не происходило на СФ были приглашены военные обозреватели ведущих российских СМИ и блогеры, проявляющие интерес к армии и флоту. Конечно же, это - шутка, но с огромной долей правды, которую и донесут до зрителей, слушателей и читателей журналисты в своих телесюжетах, статьях и блогах. Мы тоже расскажем нашему читателю о четырех днях из жизни тех, кто выполняет свой конституционный долг в суровых условиях Заполярья.

Адмирал Макаров давал завет потомкам: учить тому, что нужно на войне… Естественно, в условиях, приближенных к боевым. А таковых в первый день учений было хоть отбавляй. Самое главное - погода. Усиленно покачивать большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» с журналистами на борту начало уже на выходе из Кольского залива. Совсем несладко приходилось морякам на плоскодонных тральщиках, которые «вспахивали» волны в нескольких кабельтовых впереди БПК. Сильный порывистый ветер безжалостно трепал флаги и вырывал фотоаппараты и камеры из рук столпившихся на сигнальном мостике операторов. Да еще - снеговые заряды - за белой пеленой ничего не разглядеть...

Показалось, что сорвется взаимодействие с вертолетами, совместный поиск затаившейся подлодки условного противника. Но тут с неба донесся нарастающий гул моторов, и мы увидели две винтокрылые машины. Они зависли над местом поиска и опустили в воду гидроакустические станции, передавая сигналы на корабль об обнаружении субмарины в непосредственной близости. На смену «вертушкам» прибыл противолодочный самолет Ил-38: сбросил гидроакустические буи, с высокой точностью пеленгующие место нахождения невидимого «врага». По нему «Кулаков» отработал реактивными бомбометами, с диким ревом выпустив восемь глубинных бомб. Условный супостат был условно уничтожен.

Дальше - артиллерийский бой опять же с условным кораблем противника. Главный калибр «Кулакова» - два 100-миллиметровых орудия, синхронно повернулись по левому борту и поочередно гулко ухнули, выпуская в белую пелену несколько снарядов. Неприятеля, конечно, потопили, а вот сам корабль силами ударной авиации так и не был атакован, поскольку полеты палубных истребителей из-за погоды пришлось отменить. Учения - учениями, но безопасность - превыше всего! Однако и без самолетов моряки неплохо отстрелялись.

Журналисты увидели короткий залп «шестьсот-тридцатки» - 30-миллиметрового шестиствольного автомата, изрыгающего 5000 снарядов в минуту и способного за пару секунд «распилить» пополам любой небронированный объект в зоне досягаемости. Несколько раз отбабахала артиллерийская батарея, а специалисты радиоэлектронной борьбы отработали, как пиротехники на празднике, поставив пассивные помехи от самонаводящихся ракет - этакий фейерверк на высоте в несколько десятков метров. Учение закончилось, корабль взял курс в базу, и, о, чудо! - ветер стих, облака рассеялись, засияло солнышко. Когда проходил процесс швартовки, установилась настоящая весенняя погода.

- Вот невезуха! - досадовали журналисты, - в море бы такое освещение - тогда бы и картинка была другая… Но, с другой стороны - познакомились с изменчивой погодой Заполярья. Знаем теперь, каково здесь.

Во вторник погода уже не давала поводов опасаться за истребителей. Небо - чистое, и небольшой встречный ветер был только на руку. Поэтому летную смену решили проводить с утра и до позднего вечера с перерывом на обед. Сниматься до взлета пилоты наотрез отказались. Палубные летчики - народ суеверный, как и все те, чья работа связана с риском для жизни.

Первым в небо ушел Герой России полковник Игорь Матковский, за ним - еще несколько машин с опытными пилотами: быстро набрали высоту и скрылись за горизонтом отрабатывать полученные задания. Какие - журналистам видно не было. Зато они с восторгом могли наблюдать за пилотажем взлетевших следом командира авиаполка палубных истребителей Евгения Кузнецова и его заместителя - летчика-снайпера, человека-легенды Павла Подгузова (на снимке они разбирают в деталях только что завершенный полет). В его честь даже названа фигура высшего пилотажа - «гюрза Подгузова». Что они вытворяли в небе над аэродромом - можно увидеть только на авиашоу. «Полубочки», «бочки», «мертвые» петли горизонтальные и вертикальные… Пилоты резвились как мальчишки, играющие во дворе в салочки, только с перегрузками, до шести раз превышающими ускорение свободного падения. И это в их зрелом возрасте.

Как ни печально, но средний возраст морского летчика-истребителя, способного посадить Су-33 на палубу авианосца, превышает 41 год, а самому молодому из них - подполковнику Олегу Костяному уже 35. А всего их, без преувеличения - героев, сажавших крылатую машину весом в тридцать тонн на площадку, равную садовому участку, - 36 человек с учетом ветеранов, которые уже не в строю, и погибших товарищей. Такая вот горькая статистика. А что завтра?

- Мы успешно готовим молодых летчиков, - говорит полковник Кузнецов. - Многие из них прошли тренажер НИТКА в Крыму, уже садились на палубу авианосца на учебных самолетах. В этом году освоят и Су-33. Так что будущее у палубной авиации есть.

День третий был посвящен знакомству представителей снимающей и пишущей братии с войсками, предназначенными для сражения на берегу.

Морпехи и мотострелки сработали на «отлично»: сначала - на воздушно-десантном комплексе, где черные береты отрабатывали «на земле» навыки десантирования с парашютом, затем - на полковом стрельбище, где замаскированные подразделения десантно-штурмового батальона успешно били «неприятеля» из всех видов стрелкового оружия, включая минометы и малокалиберную артиллерию. А еще молодые матросы под резкие хлопки взрывпакетов и холостые автоматные очереди над головой преодолевали психологическую полосу препятствий, проползая между горящими покрышками и разбросанными манекенами, обильно смазанными томатной пастой, которая имитировала кровь. Увиденное оставило яркие впечатления у каждого непривычного наблюдателя и возбудило стойкое желание не оказаться там, где кровь - настоящая.

В финале своего флотского тура журналисты прибыли в гости к подводникам, в их главную базу - Гаджиево. На этот раз самая закрытая каста ВМФ радушно распахнула двери, то есть рубочные люки, моряки показали свою жизнь внутри прочного корпуса.

Посещению подлодок предшествовал визит в учебно-тренировочный комплекс, где экипажи атомных субмарин учатся спасать себя и свой корабль в различных критических ситуациях, будь то борьба с водой, огнем или эвакуация из аварийной подлодки через торпедный аппарат. Как раз таки эпизод одной из подобных тренировок вы видите на первой странице этого номера.

Вот уж правда: тяжело в ученье - легко в бою...

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Павел ЛЬВОВ