Древние египтяне говорили, что время не властно над их пирамидами. Сегодня летчики авиабазы морской авиации Северного флота с легкой долей иронии могут сказать такую же фразу про свои крылатые машины - противолодочные самолеты Ил-38, которые на протяжении нескольких десятилетий верой и правдой несут ратную службу, надежно охраняя российскую часть моря Баренца от субмарин вероятного супостата. Помогая спастись своим подводникам, как это было 7 апреля 1989 года, когда погибла АПЛ «Комсомолец» и единственные, кто смог оперативно подоспеть на помощь терпящим бедствие, - это экипажи противолочных самолетов Ил-38, которые только одним своим видом давали морякам надежду на жизнь и спасение, не говоря уже о конкретных надувных плотах, сброшенных с самолета.

Принятый на вооружение в 1967 году Ил-38 фактически является дедушкой современных выходцев российского авиапрома, ведь как проект он родился в конструкторском бюро Сергея Ильюшина еще в конце 40-х годов. При этом самолет был настолько удачным, что в неизменном виде существует до сих пор. В нынешнем году исполняется полвека с момента его первого полета. Тем интересней было наблюдать за тем, как без всякого старческого кряхтения и поскрипывания, но с ровным гулом моторов «старичок» под управлением своих ровесников из славной когорты пилотов-противолодочников разбегался по взлетно-посадочной полосе и взмывал в воздух.

Ил-38, словно машина времени, переносит свой экипаж в далекое детство 70-х годов. И внутри, и снаружи здесь все выглядит, как в добрые старые времена. На аппаратуре стоит клеймо «Сделано в СССР» - знак качества, позволяющий и сегодня «выжимать» максимум из старожилов морской авиации.

Древние египтяне говорили, что время не властно над их пирамидами. Сегодня летчики авиабазы морской авиации Северного флота с легкой долей иронии могут сказать такую же фразу про свои крылатые машины - противолодочные самолеты Ил-38, которые на протяжении нескольких десятилетий верой и правдой несут ратную службу, надежно охраняя российскую часть моря Баренца от субмарин вероятного супостата. Помогая спастись своим подводникам, как это было 7 апреля 1989 года, когда погибла АПЛ «Комсомолец» и единственные, кто смог оперативно подоспеть на помощь терпящим бедствие - это экипажи противолочных самолетов Ил-38, которые только одним своим видом давали морякам надежду на жизнь и спасение, не говоря уже о конкретных надувных плотах, сброшенных с самолета.

Принятый на вооружение в 1967 году Ил-38 фактически является дедушкой современных выходцев российского авиапрома, ведь, как проект, он родился в конструкторном бюро Сергея Ильюшина еще в конце 40-х годов. При этом самолет был настолько удачным, что в неизменном виде существует до сих пор. В нынешнем году исполняется полвека с момента его первого полета. Тем интересней было наблюдать за тем, как без всякого старческого кряхтения и поскрипывания, но с ровным гулом моторов «старичок», под управлением своих ровесников из славной когорты пилотов-противолодочников, разбегался по взлетно-посадочной полосе и взмывал в воздух.

Ил-38 словно машина времени переносит свой экипаж в далекое детство 70-х годов. И внутри, и снаружи здесь все выглядит, как в добрые старые времена. На аппаратуре стоит клеймо «Сделано в СССР» - знак качества, позволяющий и сегодня «выжимать» максимум из старожилов морской авиации.

На самолетах Ильюшина выросло несколько поколений морских летчиков Северного флота. Все они благодарны этой надежной машине с отличными летными характеристиками, которые и по сей день не имеют себе равных. Сегодня за штурвалами Ил-38 находятся не только пилоты с многочасовым налетом, но и молодые летчики - они успешно перенимают опыт у старшего поколения.

- Несмотря на тяжелые годы для морской авиации Северного флота, нам удалось сохранить преемственность кадров, - говорит подполковник Андрей Яковлев, летчик-инструктор управления морской авиации СФ. - Ценный опыт и навыки летчиков старой школы передаются молодым.

Набраться опыта у авиаторов-североморцев приезжают коллеги с других флотов - Черноморского и Балтийского. Им действительно есть у кого и есть чему поучиться. Командир авиабазы морской авиации Северного флота полковник Анатолий Буряк, его заместитель по летной подготовке подполковник Антон Старостин, командир эскадрильи подполковник Юрий Рязанов, подполковник Андрей Яковлев и еще несколько летчиков морской авиации СФ имеют звание инструкторов, что позволяет им с полным правом помогать «расправлять крылья» подрастающим пилотам и готовить новых инструкторов. Буквально на днях это звание приобрел подполковник Владислав Беркутов, который прошел полный курс инструкторской подготовки, отработав посадку Ил-38 с имитацией отказа двух из четырех двигателей. Также инструктор должен уметь сажать самолет «вслепую» - пользуясь только показаниями приборов. Научившись это делать, летчик может управлять крылатой машиной в сложных погодных условиях, не допуская летных происшествий и катастроф, наподобие той, что год назад произошла под Катынью.

Фото: Федосеев Л. Г.
За штурвалом подполковник Антон Старостин.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Павел ЛЬВОВ