Круглую дату отметили в минувшую пятницу ветераны и военнослужащие войсковой части № 00111 автомобильной и бронетанковой службы Северного флота. За 70 лет менялись название части и командиры, одни бойцы увольнялись в запас, на смену им приходили новые. Даже страны, где была создана эта часть, на карте уже нет. Но своему делу военные верны по сей день, ведь боевой потенциал армии - это не только солдаты на передовой, но и тыловые подразделения, которые обеспечивают фронт снабжением. В том числе и для бронетанковых войск.

- Часть основана 15 июня 1941 года. Тогда здесь были только грузовики, легковые автомобили и тракторы, - рассказывает начальник автомобильной и бронетанковой службы полковник Павел Окатов. - В войну бойцы подразделения снабжали фронт техникой, занимались ее ремонтом. Эти задачи остались до сих пор.

За минувшее время здесь обслуживали не только легковые машины, бронеавтомобили и грузовики, но и такие легендарные образцы бронетанковой техники, как Т-65, всемирно известный плавающий танк ПТ-76, грозное оружие нашей армии Т-80 и БТР-80. Устаревшую «броню» списали, а более современные образцы все еще находятся на вооружении и готовы к бою в любую минуту.

- Конечно, каждый из нас хотел бы иметь в части достаточное количество мощной техники отечественного производства вроде Т-90, - продолжает полковник Окатов. - Но и за то имущество, которым располагает часть, нам не стыдно. В прошлом году именно наши «подопечные» участвовали в параде 9 Мая. И это особенно приятно, поскольку такое огромное количество бронетехники в Мурманске было представлено впервые.

Разумеется, ветераны, которые пришли на юбилей, вспоминали, как было 20, 30, 40 лет назад. Они одобрительно отзывались о разнообразии техники и сетовали по поводу небольшой численности личного состава.

- Я служил здесь с 1985 по 1998 год в звании мичмана, - говорит Григорий Кубай. - В те годы техника была, конечно, слабенькая. Грузовики в основном. ГАЗ-51, потом «Уралы» начали приходить. А позже и опытные образцы ЗИЛ-131, которые сопровождали специалисты автозавода имени Лихачева. Даже на кабине было написано: «Опытный». Мы тогда еще шутили, что грузовики поступают в комплекте с представителями завода.

Эти опытные ЗИЛы испытывали на Кольской земле сослуживцы Григория Игнатьевича. Порой со скоростью пять километров в час ездили до Териберки. На это уходило двое суток. Шли колонной с грузом по дорогам и по бездорожью. То увеличивали скорость, то снижали...

- Изначально выхлопная труба на 131-х располагалась с левого борта, - вспоминает Григорий Кубай. - А когда выяснилось, что дым из нее валит прямо на дорогу и не видно вообще ничего, конструкцию доработали и трубу вывели с противоположной, правой, стороны.

Особенно гордятся в части своей «жемчужиной» - эксклюзивным автомобилем ЗИС-5, возглавившим праздничное построение. Этот грузовичок можно легко спутать с легендарной «полуторкой» (ГАЗ-АА). Особенно они похожи, если смотреть спереди: красивые дуговые крылья, фары, расположенные напротив радиаторной решетки, торчащий кикстарт... Да только этот раритет сошел с конвейера в 1935 году. В то время «полуторки» были, как говорится, еще в проекте.

- Его в Архангельской области нашли поисковики. Подлатали и направили на Север. В 2003-м восстановили, а через год он уже был в нашей части, - рассказывает историю появления «трехтонки» командир взвода ремонтно-восстановительной роты Северного флота Евгений Григорьев. - С тех пор ЗИС приписан ко мне. На всех мероприятиях его вожу.

Пожалуй, самое любопытное в этой машине то, что практически все детали, что называется, родные. Заменены лишь некоторые части кузова (в частности, полностью восстановлена деревянная кабина) и задние колеса. На передних до сих пор просматриваются маркировка завода и год выпуска - 1935-й.

- Машинка простая, удобная, а главное - надежная, - продолжает водитель ЗИСа. - В обслуживании вообще наипростейшая - в радиатор заливается обычная вода. Зимой в любой мороз заводится с пол-оборота. И, чего не скажешь о современных шедеврах автопрома, этот агрегат прекрасно управляется без гидроусилителя руля. Единственное, амортизаторов нет, а рессоры в тандеме с низким потолком, конечно, создают некий дискомфорт при езде на кочках, - смеется Евгений, потирая макушку, которой бьется о деревянную крышу грузовика.

Описывать машину можно долго - все-таки это история Отечества, до которой можно дотронуться. И пусть кабину и фары «пересадили» с ЗИЛ-130, двигатель - самый настоящий. Да и рычит он как тогда, в сталинскую эпоху.

- Интересно почувствовать, как раньше ездили, потому что ощущения непередаваемые, - подытожил Евгений Григорьев. - И пусть, когда пересаживаюсь в свою легковушку, чувствую себя намного комфортнее, все равно в деревянную кабину ЗИСа возвращаюсь с удовольствием.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Алексей ОСЕТРОВ