Большущее поле, дальние края которого даже не охватить взором, тут и там стоят пугала... Думаете, мы попали на сельскохозяйственные угодья? Вовсе нет - это взлетная полоса в отдельном корабельном истребительном авиационном полку морской авиации Северного флота. Поле не засеяно травой, оно покрыто бетоном, а пугала одеты в военную форму, хотя функции выполняют те же, что и огородные собратья.

В канун профессионального праздника - Дня авиации Военно-морского флота мы приехали в полк посмотреть на полеты. Событие рядовое - подобные проводятся два-три раза в неделю, но от этого задачи, поставленные перед пилотами, не становятся менее важными. Так, летчики на самолетах Су-33 и Су-25 отрабатывают фигуры сложного и высшего пилотажа, захват противника и уничтожение воздушных, наземных и надводных целей и многое другое. Тренировки проходят на аэродроме, а вот на практике применять эти умения придется уже на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Как пояснили собеседники, взлетать нужно обязательно против ветра, чтобы подъемная сила крыла была больше. На земле на разгон дается 500-600 метров. На палубе, конечно, эти цифры гораздо меньше, но там есть специальные удерживающие устройства. Кроме того, командиры звеньев индивидуально подходят к тренировкам каждого подчиненного: кому-то для поддержки уровня мастерства необходимо повторять тот или иной элемент раз в неделю, а кому-то достаточно и два раза в месяц.

Пока «Сушки», как ласково называют в полку истребители Су-33, взмывали вверх, мы подошли к месту заправки воздушных судов. Представшая перед нами картина, честно говоря, удивила: двое летчиков, находясь недалеко друг от друга и вытянув левые руки, синхронно поворачивались то вправо, то влево. Оказалось, это не странный предполетный танец, а прием «пешим по летному».

- Пилоты делают так перед каждым полетом, отрабатывая на земле движения, которые им предстоит выполнять в воздухе, - пояснил штурман авиационной эскадрильи Павел Михно. - Ведь как говорится: если на земле ты знаешь на «пять», то в воздухе - на «четыре». Тем более что на Су-25 мы летаем поодиночке, а групповые полеты требуют более тщательной подготовки.

Павел Михно не новичок в авиации: в 1998 году он поступил в Гатчинское летное училище и с тех пор не расстается с небом. Фигуры высшего пилотажа, к примеру разворот на горке, выполняет с легкостью. Хотя, конечно, сложностей в работе хватает.

- В небе нельзя расслабляться, иначе может произойти трагедия, - сказал штурман эскадрильи. - Особенно непросто летать над морем. Днем и небо, и вода одинакового серого цвета, границы различать сложно. А ночью в море отражаются звезды, получается, как будто небо кругом. Но мы ориентируемся по приборам, они наши главные помощники.

- Да, бывает, летишь над морем ровно, а кажется, будто самолет накренило - это так называемые воздушные иллюзии, - присоединился к разговору командир авиационного звена Сергей Скрипченко. - Правда, такое случается крайне редко, ведь перед каждым вылетом мы проходим медицинское обследование. Да и спать необходимо не меньше восьми часов. Гораздо чаще приходится выполнять фигуры сложного пилотажа: переворот, петлю Нестерова, петлю в наклонной плоскости...

Капитан Скрипченко с детства мечтал стать пилотом, как только увидел в небе самолет. О своей работе он рассказывает с восторгом:

- Мне нравится ощущение полета. Раньше, лет до 18, частенько летал во сне, но сейчас вырос, и такие сновидения прекратились. Видимо, хватает нахождения в небе в реальной жизни, все-таки с 2001 года, когда поступил в Армавирское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков противовоздушной обороны, у меня около 400 летных часов.

К слову, в разные годы интерес к профессии летчика менялся. Так, если в 1998-м в Гатчинское училище приехали поступать 1200 человек на 64 места, то в 2001-м в Армавире конкурс был примерно один-два кандидата на место. Сейчас пилоты вновь оказываются в фаворе: в училищах расширяется список специальностей, модернизируется и пополняется материальная база. Например, в этом году Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Серова готовится принять свыше шестисот курсантов. По словам начальника училища генерал-лейтенанта Юрия Сушкова, такого набора еще не бывало.

Фото: Сергей Ещенко
Екатерина АНДРЕЕВА