Пока в Подмосковье, запрокинув головы, за фигурами высшего пилотажа наблюдали зрители традиционного авиасалона МАКС, на военном аэродроме Североморск-3 проходило пусть и не столь масштабное, зато не менее зрелищное событие - конкурс воздушной выучки морской авиации Северного флота.

За штурвалом только те, кто в течение прошлого года своим мастерством доказал право бороться за звание лучшего из асов. Начинается все с воздушной дуэли палубных истребителей. Два старших лейтенанта, пилотирующих этот бой, еще раз оговаривают его условия и приступают к выполнению поставленных задач. Один за другим «Су-33» набирают высоту и начинают поединок, затем демонстрируют элементы одиночного высшего пилотажа. От происходящего где-то под облаками у приглашенных журналистов замирает сердце, а от того, что демонстрируют пилоты на малых высотах, еще и уши закладывает. И только асам все нипочем. Атаки на виражах, бочки, перевороты, петля Нестерова - дело привычное.

Перед полетом они не дают интервью, избегают объективов - во всем, что касается неба, суеверий не избежать. Зато после посадки, выполненной с ювелирной точностью, летчики охотно делятся впечатлениями.

- Управляя такой машиной, всегда чувствуешь особую мощь и силу, но без длительной подготовки в воздушном бою на ней не победить, - объясняет командир авиационного звена старший лейтенант Кирилл Ревякин. - Только что вы видели, как подыгрывающий выполнял маневренный полет, а я атаковал. Потом наоборот. Я «попал» раз шесть, наверное. А вот смог ли сам увернуться от противника, пока не знаю. Эти результаты потом скажет техника.

Каждую деталь фиксируют приборы объективного контроля, с помощью которых и определится победитель. Полученные расшифровки показателей позволят оценить участников по трем критериям: навигация, то есть точное следование линии маршрута, техника пилотирования - своевременный выход в заданную точку, боевое применение - поиск и обнаружение противника, а также точность нанесенных в воздушном бою ударов (разумеется, фиксируется условное попадание).

После схватки истребителей к выполнению своих задач приступили противолодочники.

В районе губы Грязной они должны были обнаружить и уничтожить подлодку теоретического противника. Здесь также никаких отклонений от сценария. Взлетев с аэродрома в Североморске-3, «Ил-38» сбросил 6 радиолокационных буйков, с помощью которых можно установить местонахождение любой субмарины. На помощь ему по тревоге вылетел бомбардировщик «Ту-142», базирующийся в Вологодской области. Он и уничтожил противника.

В завершающей части конкурса работали два вертолета. Противолодочный продемонстрировал навыки поиска лодки с помощью гидроустройства, а экипаж поисково-спасательного успешно поднял с поверхности воды манекен.

Как отметил заместитель командира по работе с личным составом авиационной базы СФ гвардии майор Владимир Максимов, этот конкурс проводится впервые на основании решения министра обороны и указаний главнокомандующего ВМФ.

- Подобные внутренние соревнования всегда проходят в экипажах. Но такого конкурса в масштабах страны на каждом из флотов еще не было. Для участия были выбраны лучшие экипажи. Именно на них стараются равняться, у них перенимают опыт наши молодые летчики. Соревновательная составляющая в службе всегда идет на пользу - это дополнительный стимул для личного состава.

По итогам данного этапа лучшие летчики Северного флота в конце сентября отправятся на соревнования Западного военного округа. Ну а те, кто окажется на высоте и там, получат возможность показать себя в финале, где сойдутся асы со всей страны.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Анна ВИХРОВА