Министерство внутренних дел России подготовило документ, призванный свести к минимуму негативные последствия недавней реформы ведомства. Его глава впервые публично признал: ее итоги весьма далеки от поставленных авторами целей.

«Результаты, которых от нас ожидало общество, не достигнуты», - сказал министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая в Совете Федерации. МВД переходит к следующему этапу реформирования. «Цели остаются неизменными - создать высокопрофессиональную, авторитетную и пользующуюся доверием населения службу органов внутренних дел», - говорится в официальном сообщении ведомства.

Итак, спустя три года после громкой реформы министерство признало ее ошибки. Какие успехи и болевые точки видят в работе полиции Мурманской области надзорные органы и простые граждане - об этом материалы корреспондентов «Мурманского вестника».

Согласно исследованию «Левада-Центра» 55 процентов россиян не видят положительных результатов реформы МВД и не верят, что представители ведомства могут защитить их от преступников.

Хотя индекс доверия немного вырос по сравнению с февралем 2013 года - десять пунктов против прежних семи, основные показатели, от которых зависит реальное доверие к полиции, остались неизменными и на критично низком уровне.

Уверены в том, что полиция способна защитить от преступников, лишь 4 процента опрошенных, столько же полностью удовлетворены работой полиции. О своем доверии полиции заявили 39 процентов респондентов, о недоверии - 51.

Если учесть, что повышение доверия граждан к людям в погонах было сверхзадачей ломки старой системы, поневоле согласишься: реформа потерпела фиаско. Понимают это и в аппарате МВД.

По данным российских экспертов, сейчас отечественная полиция обходится стране в сумму, равную 3 процентам ВВП. При этом на каждого полицейского приходится по 20 тысяч долларов в год, включая зарплату, оснащение и обучение. А управленческий аппарат раздут, и на выходе получается, что один полицейский в среднем ловит одного преступника в год.

Согласно тексту программы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, вынесенному на общественное обсуждение, своими главными задачами полиция называет повышение к 2020 году раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, сокращение уровня уличной преступности и повышение доверия граждан к правоохранительным органам. Ежегодный объем средств, необходимых на реализацию программы, оценивается в среднем почти в миллиард рублей.

Как уточняет «Коммерсант», к негативным последствиям ведомство относит в первую очередь сокращение штата полиции на 20 процентов. В результате многие сельские районы остались без участковых, а во многих крупных городах не хватает сотрудников патрульно-постовой службы.

Кроме того, ведомство недовольно закрытием ряда специализированных учебных заведений, из-за чего, по словам источников, снизилось качество подготовки полицейских.

В министерстве также признали провал переаттестации его сотрудников, проводившейся в ходе реформы. Отведенного на нее времени президентской комиссии хватило только на проверку высшего офицерского состава полиции. В целом реформа проводилась без необходимой подготовки.

Свое видение новой реформы органов представил недавно глава комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, вошедший в общественный совет ведомства. Эксперты Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурге и фонда «Индем», подготовившие концепцию, предлагают разделить полицию на федеральный, региональный и муниципальный уровни, а МВД и ФСКН как отдельные ведомства ликвидировать.

Федеральная полиция займется расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, региональная - нетяжкими деяниями и регулированием дорожного движения, муниципальная - охраной общественного порядка. Авторы проекта реформы предлагают также отнести патрульную службу, участковые и дежурные части к муниципалам, следователей МВД и дознавателей министерства и ФСКН, ОМОН и ГИБДД - к регионалам, а федеральный уровень создать на базе Следственного комитета. Часть непрофильных функций предлагается передать в другие ведомства - выдачу лицензий на частную охранную и детективную деятельность передать минюсту, водительских прав - минтрансу, внутренние войска - минобороны.

Предлагается реорганизовать вневедомственную охрану в коммерческое предприятие, каковым она и является внутри МВД, но сейчас, вместо того чтобы платить налоги в бюджет, получает из него многомиллионные дотации. Однако главная мишень сокращения - штабы и прочие бюрократические структуры.

По мнению инициаторов реформы, дополнительных денег на нее не нужно. Потому что новые службы можно создать на уже существующей материальной базе, а зарплаты новых работников повысить за счет сокращения расходов и численности «штабистов» и управленцев.

Концепция предлагает сокращение численности полицейского состава до уровня 400-450 полицейских на 100 тысяч населения. В настоящее время эта цифра составляет 547 человек. Таким образом, по мнению Кудрина, состав полиции необходимо сократить примерно еще на 15-20 процентов.

Впрочем, глава МВД с осторожностью отнесся к проекту фактического расформирования своего ведомства, отметив, что создание новой структуры потребует дополнительных ассигнований и повлечет расширение управленческого аппарата. А граждане как раз никаких видимых улучшений не почувствуют.

Чтобы наладить объективный контроль за работой полиции, предлагается также создать федеральное агентство криминальной статистки, поскольку за таковую сегодня выдается «палочная» отчетность.

Фото:
Татьяна БРИЦКАЯ, Ольга ИВОВИЧ