Арктический флот России пополнился двумя современными кораблями высокого ледового класса с уникальным набором функций. Один из них - многофункциональное аварийно-спасательное судно «Мурман» - на днях пришел с немецкого завода в заполярную столицу. Накануне на нем был поднят флаг России.

Большой новенький оранжевый красавец мощностью семь мегаватт пришвартовался на дальнем причале Мурманского морского вокзала, неподалеку от ледокола «Ленин». «Мурман» вместе с «собратом» «Беринговым проливом», который на следующей неделе будет передан на Сахалин, был построен в соответствии с госконтрактом для нужд Российской Федерации в немецком Висмаре на верфи «Нордик Ярдс».

Использовать суда будет ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», подведомственное предприятие Федерального агентства морского и пассажирского транспорта. Ввод их в строй позволит российским спасательным службам усилить свою группировку, обеспечить безопасное судоходство на принципиально новом уровне в суровых условиях Арктики и Дальнего Востока, а также будет способствовать развитию Северного морского пути.

Как мы понимаем, событие это значимое, поэтому поднятие флага РФ на корабле прошло в торжественной обстановке. На пирсе рядом со спасательным судном играл оркестр, даже красную ковровую дорожку постелили. По ней на борт «Мурмана» поднялись и. о. руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Сергей Горелик, советник министра транспорта РФ Александр Давыденко, первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, председатель совета директоров «Нордик Ярдс» Виталий Юсуфов и другие.

- В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» было построено три судна: два мощностью семь мегаватт и одно - четыре мегаватта, - сказал Сергей Горелик. - В адрес министра транспорта РФ Максима Соколова пришла телеграмма от президента Владимира Путина. В ней отмечается, что «строительство «Мурмана» и «Берингова пролива» в рекордно сжатые сроки стало ярким примером успешных кооперационных связей российских производителей уникального спасательного, навигационного, электротехнического оборудования и немецких судостроителей. Это весомый вклад в укрепление традиций взаимовыгодного сотрудничества, которые на протяжении многих десятилетий связывают наши страны».

- И министерство транспорта России, и «Росморречфлот», несмотря на санкции, кризис и трудности, продолжают строить флот государственного назначения, - присоединился к поздравлениям Александр Давыденко. - В соответствии с федеральной программой до 2020 года планируется практически полностью укомплектовать новыми судами спасательный и ледокольный флоты. Хочу поблагодарить правительство Мурманской области за внимательное отношение и заботу о моряках. На таких судах наши спасатели будут стабильно и надежно нести вахту во всех морях и океанах, где есть ответственность России.

Сергей Столяров на капитанском мостике.

- Сегодня радостное событие, мы принимаем в состав флота, который будет базироваться в Кольском заливе, новое, специальное судно, - сказал Алексей Тюкавин. - Западные коллеги в последнее время высказывают сомнения, что Россия способна создать благоприятные условия для работы на трассах Севморпути. Мы это опровергаем: не так давно в Мурманске открылся Арктический аварийно-спасательный центр МЧС, сегодня получаем уникальное судно. Судоводители, которые будут выходить на трассы Северного морского пути, могут чувствовать себя спокойно. Кроме того, оно предназначено в том числе и для борьбы с разливами нефти. Передача нового корабля Северному филиалу ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» является показателем того, что именно здесь должны концентрироваться силы и средства для обеспечения безопасности в Арктике. Ведь здесь базируются ледокольный и Северный флоты, спасательная служба.

Алексей Тюкавин зачитал приветствие губернатора Марины Ковтун. В нем отмечается, что сегодня, когда Арктика становится площадкой напряженной работы и вопросы экологической безопасности Арктической зоны выходят на передний план, в строй вступают новые спасательные суда, не имеющие аналогов в Европе, призванные защитить интересы Отечества, его безопасность и жизни наших граждан.

- Многотрудный, интересный, важный проект завершается успешно, - обратился к собравшимся Виталий Юсуфов. - Очень благодарен за то, что Минтранс в середине 2012 года доверил нашему предприятию реализовать этот проект. На разных этапах нам приходилось бороться с необычными трудностями и препонами, возникшими в связи с санкциями, деморализованными поставщиками. Нас поддержали все поставщики российских компонентов, и в сжатые сроки удалось завершить работу.

- Получив такое уникальное судно, хочется заверить: мы еще больше усилим несение аварийно-спасательной готовности в Арктическом регионе и на трассах Севморпути, - сказал первый заместитель руководителя морской спасательной службы «Росморречфлота» Дмитрий Смирнов. - Скоро «Мурман» выйдет на дежурство в Баренцево море. Первый рейс сделает в район Приразломной, затем пойдет в порт Сабетта, где ведется строительство.

Алексей Тюкавин, Сергей Горелик, Александр Давыденко и Виталий Юсуфов.

После этих слов под звуки гимна РФ триколор поднялся над «Мурманом». Затем все гости церемонии отправились на экскурсию по кораблю. Все в нем снаружи и внутри блестит от чистоты и новизны, в помещениях - новейшая техника. К примеру, в машинном отделении находится центральный пост управления всеми системами судна.

- Также здесь установлены четыре главных двигателя, дизельные генераторы, - проводя нас по лабиринтам машинного отделения, рассказал четвертый механик Сергей Белых. - А вот гидроагрегат для растяжки бонного заграждения, оно пригодится для ликвидации разливов нефти.

К слову, экипаж спасательного судна состоит из 24 человек, и все - северяне. В течение последнего года они жили в немецком Висмаре, принимали корабль, осваивали новые механизмы. Свой первый рейс «Мурман» от верфи до Заполярья совершил за неделю. Останавливались лишь раз на юге Норвегии - заправиться. Говорят, корабль хорошо держит ход, маневренный.

Почти на самом верху судна, как и положено, находится капитанский мостик. Это просторное помещение с множеством механизмов и мониторов.

- Одновременно несут дежурство капитан, вахтенный помощник и рулевой матрос, если корабль находится в прибрежке, - рассказал третий помощник капитана Сергей Столяров. - На дальних переходах может и один человек управлять кораблем. Также есть возможность включить автопилот. Вот главный компьютер, аналог которого находится в машинном отделении. А здесь - система глобальной морской связи. С ее помощью можно передавать информацию в любую точку Мирового океана, держать связь с судами, подавать сигналы на берег, отсылать и получать почту.

Также с капитанского мостика видна вертолетная площадка, она находится в носовой части судна. Имеются у «Мурмана» и азиподы - винты, которые могут поворачиваться на 360 градусов, а значит, корабль в состоянии швартоваться самостоятельно, без буксировки.

- Если мы будем швартоваться с буксирами - это позор, - сказал Сергей Столяров. - На борту все оборудовано по последнему слову техники. Системы навигации и пожаротушения, судовые системы автоматики, водолазное оборудование, гребные винты - российского производства. Остальное - импортного.

«Мурман» не зря называется многофункциональным судном. Он может оказывать помощь терпящим бедствие судам, спасать людей, совершать ледокольную проводку, снимать с мели и буксировать.

Екатерина АНДРЕЕВА