Она родилась в Нижнем Новгороде, живет в Москве, но душой буквально прикипела к Кольскому полуострову. Да, подобное в последнее время можно наблюдать все чаще, ведь в наш холодный, суровый, но гостеприимный край приезжают люди из разных уголков страны. Однако наша героиня еще и художница. Ее зовут Анастасия Сажина. Впервые она прибыла на Север четыре года назад, будучи еще студенткой Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Первой точкой на карте области для Анастасии стала Териберка.

- После этого она еще неоднократно бывала у нас, посетила Мурманск, Полярный, Североморск. И тема Севера не закрыта для художницы: недавно отправилась в Кандалакшу на пленэр, после чего запланировала провести на Кольском Севере целый месяц, познакомиться с другими местами. Например, ее очень манит Варзуга, - рассказала специалист по экспозиционно-выставочной деятельности областного художественного музея Анастасия Киселева.

То, что напишет в нынешней поездке Анастасия Сажина, мы, возможно, увидим в будущем. А сейчас у северян и гостей региона есть шанс познакомиться с ее работами, созданными ранее. В Культурно-выставочном центре Русского музея открылась ее выставка «Где крепнет дух!».

К сожалению, на торжественной церемонии автор не смогла присутствовать - находилась на пленэре, но перед этим поделилась впечатлениями о нашем крае и рассказала о своем творчестве.

- Художники - это целый пласт людей, которые конспектируют историю, - считает Анастасия Сажина. - Старые пирсы ветшают, дома сносят, леса вырубают, корабли уходят... Многих мест уже нет, но они живут на полотнах, которые каждый может оставить в своей памяти. Это наша история. А моя как художника началась с Териберки, где я точно решила не сворачивать с пути. В 2017 году впервые увидела Баренцево море и само село с его серебряными домиками, живописным пирсом и суровым северным народом.

«Лодейное. Баренцево море».

Именно в той первой поездке художница создала полотна «Белые ночи над Баренцевым», «Старый пирс», «Териберка», «У старого пирса», «Коровинское ущелье», «Кладбище кораблей» и «Пирс». Всех их можно увидеть в Культурно-выставочном центре. Например, работа «Териберка» выполнена в технике акварели и поражает цветовой гаммой. Автору удалось увидеть и запечатлеть гармонию природы и творений рук человека: ржавые корабли, сопки и их отражение в воде практически одного и того же цвета. А вот одноименная картина, выполненная маслом, уже более разнообразна по колору, мы видим перевернутую деревянную лодку на берегу моря, и там же, сквозь песок, пробиваются скудные, но очень сильные северные растения.

- Работа над каждым произведением длилась в среднем пять часов, - продолжила художница. - Все написано с натуры: и в дождь, и в снег, и в зной я с этюдником и холстом шла на пирс, в ущелье, на берег. Сложность на северном пленэре в том, что погода может меняться буквально каждые 15 минут. То солнце выйдет, то его резко сменит шквальный ветер и тучи, то пойдет дождь, и очень сложно поймать нужное состояние. Но сердце я точно оставила в Териберке, потому и возвращаюсь в это село.

«Жизнь Крайнего Севера».

В следующие пару лет Анастасия написала «Лодейное», «Лодейное. Баренцево море», серию графических портретов, вариации пейзажей. А уже дома она создала по своим этюдам картину «Жизнь Крайнего Севера». Работа над ней длилась почти год, был долгий поиск сюжета, состояния, героев. Это полотно написано маслом. Автор изобразила рыбаков, разбирающих улов по возвращении из рейса. Здесь и усталые, но довольные лица, и наша знакомая рыба, и корабль, и пейзаж.

Серия работ «Мурманская судоверфь».

- Удалось побывать и в некоторых городах: Мурманске, Полярном, Североморске. Мой папа тогда еще служил на Северном флоте, поэтому проехала в закрытые города, - сказала Анастасия. - В Полярном, к сожалению, довелось недолго поработать. Своей красотой меня поразила Кислая бухта. По сравнению с Териберкой, где камни почти черные, там на побережье они белые, как мел, со мхом. 2020 год начался с поездки в Мурманск. Целью было увидеть причалы, корабли, потому что немалая часть Севера - это еще и индустриальный пейзаж. И вот в феврале, когда морозы достигали 36 градусов, я писала этюды к серии работ «Мурманская судоверфь». При такой погоде краска застывала и приходилось белый цвет, самый ходовой, держать в кармане или рукаве, а другие выдавливала на палитру еще дома.

Серия работ «Мурманская судоверфь».

Несмотря на сложности, художница написала этюды «Мурманский причал», «Мурманский порт», «На починке», «Причал». На картинах огромное количество кораблей, изображенных с разных ракурсов, а также работники порта, например, идущие на фоне кранов.

Если вы тоже хотите увидеть наш край глазами москвички - приходите на выставку. Она работает до 26 сентября.