Визиты Александра Васильева в Мурманск стали уже доброй традицией. Подумать только, дружба известного историка моды с областным художественным музеем длится 18 с лишним лет. И всякий раз столичный гость удивляет северян: то подготовит лекцию, то привезет выставку, а то и проведет оба мероприятия сразу. Именно так случилось и на сей раз. Сначала Александр Васильев открыл экспозицию, посвященную жизни и творчеству своего отца, а на следующий день провел творческую встречу на тему «Русские сезоны Сергея Дягилева и мода» (12+).

В окно постучала чайка...

«Александр Васильев представляет произведения своего отца, театрального художника Александра Павловича Васильева (1911-1990). Народный художник РСФСР. Посвящается 110-летию со дня рождения. Живопись, графика, сценография» - такое подробное название получила выставка. Ее открытие тоже стало небольшой творческой и даже дружеской встречей. Александр Александрович отмечал детали, делал пояснения, неожиданно прерывал свой рассказ, увидев среди гостей знакомого.

- Более полно, чем сын, представить произведения отца не может, пожалуй, никто, - сказала заместитель губернатора Елена Дягилева. - Почетно, что Александр Васильев решил экспонировать эти произведения в нашем городе. Это очень ценно. Северяне и гости региона могут увидеть 55 потрясающих работ.

- Каждый приезд в Мурманск такого известного человека, как Александр Васильев, для нас большое, яркое, знаменательное событие, - взял слово заместитель регионального министра культуры Тимур Давлетшин. - Уверен, каждый посетитель получит массу впечатлений.

- Мне очень радостно быть с вами, вновь встретиться, - поприветствовал всех историк моды. - Нынешняя экспозиция посвящена 110-летию со дня рождения моего отца, Александра Васильева. Подобная в эти дни открылась и в Самаре, родном городе папы. Чтобы попасть в Мурманск, мне пришлось пересечь пять городов и три страны: 24 часа назад открывал выставку, посвященную Кристиану Диору, в литовском Каунасе, 48 часов назад - экспозицию «Вторая кожа» в другом литовском городе, Шяуляе, до этого встречался с госпожой Матвиенко в Петербурге. Каждый день новая эмоция, новая встреча, новый город. Быть в Мурманске для меня очень почетно и приятно. Я прилетел не так давно, но за короткое время в отеле случилась невероятная вещь. К окну моего номера прилетала чайка. Она сидела и требовала еды. Стучала упорно клювом в стекло, будто говоря: «Корми меня». Но у меня ничего не было, кроме шоколадных конфет, поэтому ничего не дал, поберег ее печень. Я верю в переселение душ. Мне показалось, что это, может быть, душа моего папы прилетела поговорить с нами, зная, что здесь открывается такая важная выставка. Я с ней разговаривал, она на меня смотрела, просидела минут пять, а потом улетела.

Одержимый живописью

В выставочном зале посетители могут увидеть картины, написанные в разных жанрах, а также эскизы к спектаклям, операм и балетам. Александр Павлович был очень известным театральным художником и живописцем, на его счету создание декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене.

- Папа работал, как правило, в одной и той же технике - темпера, - продолжил Александр Васильев-младший. - Это очень старинная техника, известная с древнеримских времен, византийских. Она хороша тем, что состоит из порошка, натуральных красителей, которые добываются в земле. Это истолченные в пудру настоящие самоцветы, например, малахит, лазурит, яшма, коралл. Из них добывается цвет, а затем на базе яичного желтка мешается краска, которой писали иконы, фрески в монастырях и храмах. Отец был художником, абсолютно одержимым искусством и живописью, каждый день писал по картине. Этому есть и логическое обоснование: темперная краска очень быстро сохнет, если начал, обязательно надо к вечеру закончить, на следующий день к работе вернуться нельзя.

«Автопортрет».

Как результат - довольно внушительное творческое наследие в виде пейзажей, театральных эскизов, портретов. После его ухода в семье осталось приблизительно три тысячи работ. Это притом что при жизни художник успешно продал около пяти тысяч: его произведения представлены во многих музеях нашей страны и за рубежом, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина.

- В Мурманске еще нет его картин. Подумаю, может быть, в конце работы экспозиции я сделаю дар, - с улыбкой сказал сын автора. - А сейчас представляю частицу его творчества. Папа был на четверть англичанин, немец, русский и украинец, но чувствовал себя чисто русским человеком. Он был сыном морского офицера царской армии, родился в Самаре, в семье, где очень любили искусство и театр. Его родной брат Петр Васильев стал известным театральным режиссером, сестра Ирина - пианисткой. И меня учили с детских лет любить искусство. Я постоянно ходил в музеи, очень любил выставки, смотреть, как папа работает.

Работал народный художник России, секретарь правления Союза художников СССР в мастерских на Фрунзенской набережной в Москве. Он практически там жил. Получить мансардную мастерскую было непросто. Они были разных размеров: маленькие, по 20 квадратных метров, и большие, по 60, а то и 80. Сначала Александр Васильев творил в небольшом помещении, а потом занял мастерскую художника Преображенского, создававшего масштабные батальные полотна.

- Что интересно, его любимым цветом был серый, - отметил историк моды. - В мастерской он специально выкрасил в этот цвет стены, повесил такие же занавески. Папа считал, что только на таком фоне он видит мир яркими цветами. Мне это трудно понять, все мои интерьеры цветные.

«Саня и лошадь», 1988 г.

Изобретатель и новатор

Одним из самых важных спектаклей в творчестве художника стали «Петербургские сновидения» (16+) в постановке Юрия Завадского по роману Достоевского «Преступление и наказание» (16+).

- Отец хотел передать саму идею петербургских трущоб, в которых жила голытьба, - рассказал Александр Васильев. - В таких районах обитали и страдали люди. Он хотел показать на сцене эти дома-колодцы. Работал над спектаклем больше двух лет и все время выискивал различные аспекты. Рассказывал, как в один из своих приездов в Петербург ходил по старинным дворам, делал зарисовки, и к нему подошел человек: «Вы зачем это делаете? Вы что, западный шпион?» Папа ответил, что готовит спектакль. Мужчина не поверил и привел милиционера. Какова была бдительность! Если во дворе рисует художник, то, может, он хочет что-то передать на Запад.

Помимо прочего художник Васильев был и изобретателем. Например, он придумал новшество - проекцию на сцену рисунков со стекла. Сегодня это звучит странно, ведь с помощью компьютера мы можем сделать что угодно, но в ту пору, в 50-е, таких технологий не было.

«Улица в Загорье», 1986 г.

- Папа придумал брать стекла, писать прозрачными красками пейзажи и проецировать это на задник, не расписывая его. За это он даже получил Государственную премию, настолько нова и оригинальна была идея, - пояснил сын.

Эскизы к этому и другим спектаклям и операм северяне увидят на выставке. Там же они узнают о балбетках. Этих персонажей выдумал сам художник. Он изображал предметы различной формы, выточенные из дерева и раскрашенные, которые напоминают кегли или кухонную утварь. В их названии объединены два понятия: балбес и бабетка - шляпка, модная в 1960-е, а в целом возникает собирательный образ человека с ограниченными кругозором и возможностями, но стремящегося не отстать от моды.

Экспозиция работает в Культурно-выставочном центре Русского музея до 28 ноября.