От палехской росписи до северных мотивов - так вкратце можно охарактеризовать творческий путь мурманской художницы Эльвиры Смирновой. Казалось бы, такие непохожие друг на друга промыслы, но переход случился вполне логично. Именно в знаменитом Палехе Эльвира Васильевна училась технике рисунка и мастерству. А потом приехала на Кольский Север, который ее очаровал, и, как говорится, понеслось: от палехской живописи перешла к новой теме - писала местных жителей, природу. Увидеть это творческое разнообразие можно на выставке графических работ и декоративно-прикладного искусства в Культурно-выставочном центре Русского музея.

«Ветер». 1980 г.

- Чувствуя необходимость понять искусство, которое говорит языком северной земли, языком вековой истории саамского народа, художник ездила в национальный центр Ловозеро, путешествовала по Терскому побережью, изучала неисчерпаемые фольклорные традиции саамов и поморов, - рассказала заведующая КВЦ Анна Ромашова. - Это обращение к северным сюжетам привело к рождению собственного стиля у Эльвиры Смирновой. Воспитанная на лучших образцах палехской школы, она отходит от традиций старых мастеров, отказывается от излишней детализации рисунка, в то же время стремится к высветлению фона, усиливая этим декоративность создаваемого образа.

Иллюстрация к саамским сказкам. 1970 г.

Творческие поездки, естественно, нашли отражение в произведениях мастера: как в росписи по дереву, так и в живописи и графике - иллюстрациях к северным сказкам и песням. К примеру, в одной из витрин представлены кулон, панно «Охотник» и поднос «Северянка», в которых чувствуются именно традиции саамов и поморов, мотивы их культуры, но произведения созданы более современными. Этот новый взгляд понравился многим, и по эскизами Смирновой выполняли изделия сотрудники предприятия «Кольский сувенир»: саамские куклы, кошельки, сумочки, имитирующие традиционные кисы, коврики. Более того, художница разработала оформление спектакля «Кошкин дом» областного театра кукол.

Кулоны и панно в саамской тематике.

- Но особое, ни с чем не сравнимое своеобразие сюжетов и красок мы можем видеть в ее росписях по дереву, в которых Эльвира Васильевна воспевает народные обычаи, радостные праздники и будни, мир сказочных поверий и преданий саами, - продолжила Анна Юрьевна. - С первого же взгляда мы обращаем внимание на разнообразие и оригинальность композиционных приемов, чистоту рисунка, изысканность цвета, тонкое чувство материала. Теплый фон дерева создает в работах удивительное настроение сказочности, праздничности, наполняет их теплом и светом. В своих миниатюрах художница отказывается от сюжетного фона, пишет с предельным лаконизмом, но достаточной выразительностью.

Ту же условность изображений и строгий отбор деталей можно проследить и в графических работах - акварелях, иллюстрирующих сказки и песни. Они прозрачны и легки, оттенки почти неуловимы, от розоватых до голубоватых, зеленых и приглушенных красных. Силуэты персонажей смягчены, в них нет резкости и контрастности.

Декоративная доска.

Впрочем, представлены на выставке и изделия, выполненные в традициях палехских мастеров. Это броши «Чаепитие» и «Тройка», подвес «Лель и Снегурочка», комплект «Малахитовая шкатулка». Они значительно разнятся с работами, выполненными в северной тематике. Оно и понятно, ведь традиции обязывают. Так, одними из характерных черт для палеха являются яркие краски и богатство позолоты, а также тонкая прорисовка мелких элементов и узнаваемый многими черный фон. Всего этого мы не видим в более поздних работах Эльвиры Смирновой.

Познакомиться с творчеством художницы можно на экспозиции, которая работает в Культурно-выставочном центре Русского музея на улице Перовской до 6 декабря.