Яркие краски, красивые горы, прекрасная природа - ходишь по выставке и невольно начинаешь улыбаться. Пожалуй, работы апатитчанки Надежды Жилиной можно внести в список антидепрессантов, настолько они позитивны.

- Такая жизнь, такое настроение. Вот и картины получаются яркие, добрые и душевные, - сказала автор. - Хотя с плохим настроением работать и не сажусь: не хочу, чтобы мои произведения были в темных тонах. Их и в жизни хватает.

Мы повстречались на вернисаже в Культурно-выставочном центре Русского музея, являющегося отделом областного художественного.

- Существует такое выражение: «Есть крылья у художника». У Надежды Павловны они точно есть, - сказала на церемонии открытия выставки директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Мы знакомы уже много лет, и не было ни одного раза, чтобы Надежда Жилина пропустила выставку любительского искусства. Она вообще всегда готова: к пленэрам, к поездкам. Особенно приятно, что наша героиня относится к редкой сейчас группе - наивных художников. Она обладает необыкновенным чувством природы, передает потрясающую красоту Хибин, создавая колоритные композиции. Рассматривая ее работы, можно увидеть раскладку хибинских гор, которые полны богатств.

По мнению специалистов, одной из характерных черт наивных художников является искреннее стремление улучшить и порой даже приукрасить действительность. Они рисуют как бы «для себя», а значит, главная задача их творчества - сделать видимым чудесный, добрый мир, который они хранят внутри и хотят видеть снаружи. В искренности, доброте и наивности заключена их неотразимая притягательность.

В экспозиции представлены работы, созданные в разные периоды. Плавные линии и яркие цвета, то переходящие один в другой, то подобранные на контрасте, - какой бы прием ни выбрала художница, картины приковывают внимание и буквально заставляют приглядываться к деталям.

- Раньше любила работать с акварелью, - рассказала Надежда Жилина. - Вот, к примеру, «Беломорье». Это было в 1985 году, ездили большой группой апатитских художников в район Кандалакши. Ночь, светло, красота. Пришли по отливу, поднялись на гору и рисовали, рисовали всю ночь. Легко было, просто. Видела красивые моменты и писала. Прекрасная была вылазка. Я тогда еще только начинала писать, многого не знала, не все получалось. К примеру, никак не могла передать свет. И Толя Бондаренко подсказал затемнить деревья, тогда свет и появится. Сделала так, и, действительно, этот прием сработал.

Чуть позже художница отдала предпочтение живописи. Но акварель не забросила, создает работы и в этом жанре, а некоторые из них потом становятся основой для больших живописных произведений. Так получилось, например, с картиной «Радость»: автор увидела очень редкое явление - полосатый закат.

Надежда Жилина неторопливо продолжила вести нас по экспозиции, попутно рассказывая о каждой своей работе. Например, не всегда удается завершить творческий процесс на пленэре. В таком случае она делает контуры, помечает, какими цветами какой эпизод картины должен быть раскрашен, и заканчивает картину дома. Так было с «Сиреневым утром», увиденным в 30 километрах от Кировска.

Другая картина - «Весна в Хибинах» - и вовсе стала результатом совмещения двух этюдов. Художница с коллегами по творчеству ходила за перевал, увидела первую зелень, заснеженные горы и запечатлела пейзаж.

Снова горы - в «Белом безмолвии». Впрочем, посетители видят на полотне не только любимые многими и ставшие источником вдохновения для автора Хибины. Здесь нарисованы голуби. Интересно, что эта деталь появилась не специально: Надежда Жилина уже по окончании работы над полотном увидела, что кисть практически сама нарисовала птиц.

Также на выставке представлено несколько работ на тему Шамбалы.

- Многие спрашивают: почему так много? Получаются разные варианты, не могу найти лучший, вот и ищу, - пояснила автор. - У нас за Вудъявром открываются очень красивые виды. В очертаниях склона одной из гор можно разглядеть профиль мужчины. Но в один прекрасный момент облака приняли форму женского лица. Появилось ощущение, что они целуются... Понравилось, запомнилось, и я стала развивать эту тему. На полотнах натура схожа, но цвета и оттенки разные.

Мотивы Шамбалы дополняет картина «Любовь Севера». Это женский портрет, написанный сочными красками и плавными линиями. Как пояснила автор, северянки - самые красивые, это бесспорно, а сам Север - любимое место. Так и получилось название произведения.

О всех своих произведениях художница рассказывает с большой любовью. Больше того, для каждого написала отдельное стихотворение. Может быть, на следующих выставках они будут сопровождать и дополнять экспонаты.

Нынешняя же экспозиция работает в отделе художественного музея на улице Софьи Перовской до 27 октября.