Не выставка, а учебник

Выставочный зал областного художественного музея на некоторое время стал настоящим учебным классом. В качестве ученика может выступить любой посетитель, достаточно прийти на выставку «Ленинградские интеллектуалы и питерские хулиганы». На ней представлены произведения ленинградских и петербургских художников академической школы, нонконформистов и представителей андеграунда второй половины XX века и начала нынешнего. Эти произведения - часть личной коллекции петербуржца Андрея Маевского. Название экспозиции скорее условно, ведь и серьезные люди любили пошалить, а те, кто сознательно стремился идти против правил, зачастую открывали новые горизонты.

- Экспозиция роскошная, просто удивительный праздник, - сказала на церемонии открытия директор музея Ольга Евтюкова. - Такой выставки у нас еще не было: это практически учебник современного искусства, что ни имя, то легенда, уже состоявшаяся. И у северян есть возможность познакомиться с их произведениями. К слову, некоторые работы мы уже выставляли, а значит, смело можно сказать, что Мурманск в тренде.

- Хочется поблагодарить Андрея Маевского за то, что он привез нам произведения известных мастеров. Это камерные работы талантов, - взял слово заслуженный художник РФ Анатолий Сергиенко. - Выставка будет интересна всем - и студентам, изучающим изобразительное искусство, и художникам, и обычным северянам. Экспозиция позволяет нам расширить понимание авангарда как направления. Это здорово.

Артур Никитин. «Наяда».

- Я всегда рад показать свою коллекцию, - заявил сам Андрей Маевский. - В Мурманск приехала небольшая часть собрания. Старался подобрать разнообразные работы: известных мастеров, забытых авторов, а также тех, о ком мало кто знает. Поэтому хотел остановиться на золотой середине. И действительно, получилась история авангарда ленинградской школы.

К слову, коллекционер и сам является художником, искусствоведом, а также преподавателем. Для первых посетителей выставки он провел экскурсию, рассказав множество любопытных фактов, касающихся не только творчества мастеров, чьи работы висят в зале, но и их жизни.

Новое слово

- Когда мы слышим слово «авангард», первым делом в голове возникают картины Казимира Малевича. Однако у него были ученики и последователи, - начал свой рассказ искусствовед. - К примеру, 70-е годы прошлого века смело можно назвать советским ренессансом: именно в тот период возникла плеяда очень ярких и сильных художников. Они свободно работали во всех графических техниках плюс создавали собственные. Они работали в живописи, в декоративно-прикладном искусстве, расписывали рестораны, создавали гобелены, чеканки, скульптуры в общем, были всеядны, как именитые мастера эпохи Возрождения.

Илья Бадалов. «Да скифы мы...»

В качестве примера можно привести Эдуарда Антонова. Он пережил блокаду, в 50-е годы работал реставратором в Царском Селе, изучал стилистику XVIII века, увлекался лепкой, потом ушел из искусства в профессиональном плане, но не перестал создавать картины.

- Нельзя не назвать и учеников великих художников начала ХХ века Бориса Калаушина, Леонида Ткаченко, Анатолия Давыдова, - продолжил Андрей Маевский. - Ивану Севастьянову было немного проще. Он театральный художник, работал в театрах оперы и балета Саратова и Новосибирска. В 60-х его пригласили в Ленинград, где он стал главным художником нынешнего Мариинского театра. За более чем 20 лет службы в нем Севастьянов объездил весь мир, у него была возможность свободно и творчески работать. В театр он привнес много нового. Так, до него декорации были статичными, а он совмещает свет и цвет вместе с музыкой, вводит на сцену это новое понятие.

В это же время творила скульптор Галина Железнякова. Она всегда старалась создавать что-то интересное, придать изюминку своим работам. Уже упомянутый Анатолий Давыдов, чей портрет Анны Ахматовой представлен на выставке в Мурманске, старался открывать новые возможности и техники, искал новые цветовые решения. Примерно через 10 лет его последователями стали Артур Никитин, Владимир Меньшов, Александр Агабеков, Феликс Волосенков - те авторы, которые в 70-е годы прошлого века, по оценке Маевского, стали фактически титанами.

Евгений Гиндпер. «Городской пейзаж».

Свобода и безобразия

Советский период сменился перестройкой, у авторов появилось больше свободы, следовательно, их творчество получило яркость. На этом фоне возникают замечательные работы. К примеру, Лариса Дергачева, занимающаяся текстилем. По словам искусствоведа, ее маленькая квартира почти полностью занята гобеленами.

- Она делает потрясающие композиции, ее выделяют как одну из лучших мастеров в Питере. У Ларисы есть свои техники, она создает работы не в традиционном стиле, а творит, как художник. В начале 2000-х появляется уже объемное искусство. К примеру, Николай Васильев практикует перформансы. А Александр Железняков, которого многие относят к митькам, очень много работает с деревом. И он тоже хулиганил. Так, после пожара в мастерской он почистил все обгоревшее и оплавленное и выставил как арт-объекты. При этом у Железнякова была мечта - вернуть традицию резной деревянной иконы. И большую часть его наследия составляют иконы и всевозможные деревянные скульптуры.

Представлены в выставочном зале и работы самого Андрея Маевского. Он работает в различных жанрах - живописи, графики, скульптуры - и шутливо называет свои произведения безобразиями.

Как заметил коллекционер, задача выставки состоит не в том, чтобы показать, какой художник и что рисует, - важен подход автора к творческому процессу. Если, допустим, Леонид Ткаченко тщательно готовится, создавая десятки эскизов и выверяя каждую краску, то, допустим, Феликс Волосенков может взять первый попавшийся холст и тут же написать картину.

Вот такая любопытная выставка работает сейчас в областном художественном музее. Она привлекает не только своим названием, но и содержанием. Это первое серьезное знакомство северян с творчеством питерских авангардистов, но далеко не последнее. Пока готовилась экспозиция, Ольга Евтюкова и Андрей Маевский придумали еще с полсотни выставок. Поэтому нужно готовиться в ближайшие годы к знакомству с работами легенд отечественного искусства.