Пейзажи и натюрморты - что может быть в них необычного? Подобные картины северяне часто видят в областном художественном музее. Однако питерский автор Сергей Киселев представил свой оригинальный подход к обыденным на первый взгляд изображениям. Его полотна объемные, иногда даже возникает ощущение, что художник положил на холст какие-то предметы или кусочки ткани, а потом покрыл их сверху краской.

- Вы ошибаетесь, никаких предметов на холсте нет, только краска. Много краски, - с улыбкой сказал Сергей Киселев. - Сначала я наношу текстурную акриловую пасту в несколько слоев, затем имприматурой создаю единый цветовой слой, потом идут акрил, масло, венчает все лессировка, иногда - патинирование, чтобы создать эффект старения полотна. Последнее, кстати, является моей собственной разработкой.

В своем творчестве художник из Санкт-Петербурга занимается экспериментальными вещами, соединяя в одной картине несколько техник. Иногда добавляет элементы японской техники нихонга. Благодаря большому количеству слоев, картины становятся не только объемными, но и тяжелыми.

- Некоторые называют мою манеру писать уникальной, но это не так, - продолжил автор. - Уже сложилась, можно сказать, петербургская школа, работающая в этом стиле. В такой технике, к примеру, выполнены картины Глеба Богомолова, Вячеслава Михайлова.

На выставке «За поверхностью», открывшейся в художественном музее, гость из города на Неве представил работы, выполненные в разных стилях. Так, серия «Дома» создана в абстрактной манере. Но больше Сергей Киселев в ней не работает. Считает, что ее нужно воспринимать через впечатления, мыслить абстрактно постоянно.

Есть в творческом багаже жителя Северной столицы и иконы. Одни написаны в привычной манере, другие похожи на намеки. Допустим, полотно из серии «Черные доски» на первый взгляд кажется обычным прямоугольником, покрашенным в бежево-золотистые тона, в середине нарисован контур квадрата, а в нем - тени. Однако почти каждый посетитель сразу узнает в этой картине образ Богородицы. Как пояснил художник, существуют православные шаблоны, иконы написаны по канонам, поэтому достаточно небольшого намека, и человек поймет задумку автора.

Тем, кто не любит разгадывать загадки, по душе придется серия «Керамика». Кувшины, тарелки и миски изображены разными цветами и выглядят настолько натурально, что возникает желание потрогать их или даже взять в руки. Такой эффект достигается определенным образом наложенными красками, поэтому чувствуется объем, а главное - изображение вписано в квадрат. Сергей Киселев рассказал, что натюрморты сложнее всего писать на квадратных полотнах, потому что в таком формате тяжелее выстроить композицию.

Возможно, автор раскрыл бы нам еще больше секретов своего мастерства, но пришло время открывать выставку «За поверхностью».

- Наш музей продолжает традицию приглашать гостей из Санкт-Петербурга, - сказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Свои работы лично автор представляет впервые, хотя северяне уже видели часть его полотен несколько лет назад, когда у нас проходила выставка художников из Северной столицы «Ленинградские встречи».

- Наш край суровый, но отличается уникальной природой, возможностями заниматься творчеством, спортом, туризмом, - взяла слово заместитель председателя регионального комитета по культуре и искусству Ирина Лисовая. - У нас проходит много выставок художников из разных регионов России, летом живописцы приезжают в Заполярье, чтобы поехать на пленэры. Пользуясь случаем, приглашаем и Сергея Киселева. Надеемся, Териберка, Умба и другие уголки Кольского полуострова вдохновят его на создание новых полотен.

Поздравить земляка с очередной экспозицией приехала председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова.

- Сергей Киселев - художник интересный, уникальный, мы очень быстро с ним подружились и стали партнерами, - рассказала гостья. - Стараюсь посещать все его выставки и каждый раз с удивлением вижу что-то новое в работах: ракурс, освещение. Даже если на какое-то полотно не падает свет, создается ощущение, что оно светится изнутри. Рассматривая картины, хочется следить за линиями, углубляться в цвет. И хотя произведения современные, порой кажется, что они пришли к нам из старины, подернуты патиной.

Познакомиться с творчеством питерского художника северяне могут до 7 мая.