Новый год, Рождество, Старый Новый год. «Праздники прошли, нас загнали в будни», - пел сибирский самородок, лидер группы «Калинов мост» Дмитрий Ревякин. Взрослые вышли на работу, дети, неизбежно зевая поутру и капризничая, потопали в школы и детские сады. Подошли к концу и традиционные праздничные представления в культурных учреждениях Заполярья. Одним из последних концертов стала «Новогодняя погремушка» (0+), прозвучавшая в минувшие выходные в камерном зале областной филармонии. Представление для самых маленьких состоялось в рамках цикла познавательных программ «Кантеле - волшебное приключение» (0+).

Кантеле - это струнный щипковый музыкальный инструмент карелов, вепсов и финнов. Имеет прямое родство с русскими гуслями. Да-да, теми самыми, на которых былинный Садко играл морскому царю. А мурманчанам играла артистка Ирина Волокославская, первая и пока единственная в нашей области исполнительница на кантеле, которая и придумала эту развлекательно-познавательную программу для малышей.

Лауреат, дипломант всероссийских и международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, она в 2010 году с отличием окончила Петрозаводскую государственную консерваторию им. А. Глазунова. Долгое время работала в государственном национальном ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле». Но по семейным обстоятельствам переехала в Мурманск и с прошлого года органично вписалась в состав областной филармонии.

- Когда я стала мамой, круг моих интересов значительно расширился. И я решила, что детям в любом возрасте нужна музыка, их надо знакомить с инструментами практически с пеленок. Я, например, своей дочке играла, когда та лежала еще в кроватке для новорожденных. И, начав работать в Мурманской филармонии, я сразу захотела делать программы для детей на основе традиционной народной музыки - карелов, финнов, вепсов и русских, конечно, тоже. Сказки, песни, причитания - начала знакомить детей и с таким материалом. Сказки, которые передаются из поколения в поколение, ребятишкам понятней и ближе всего. И, конечно, им интересно не просто слушать, а и участвовать самим, - рассказывает Волокославская.

Ирина - уроженка старинного русского города Олонца, что находится на самом юге нынешней Карелии. Он на десять лет старше Москвы - был основан в 1137 году. Мама артистки в свое время работала директором Олонецкого национального музея, именно она и посоветовала дочери в своих концертных костюмах использовать элементы национальной одежды карельских женщин. Например, берестяной ободок, давным-давно сплетенный искусным местным мастером.

Цикл познавательных программ «Кантеле - волшебное приключение» (0+) обязательно включает в себя интерактивное представление. Юных зрителей, а чаще всего они еще не разговаривают и ходят в ясельную группу, ждало знакомство с чарующими звуками необычного музыкального инструмента. Кантеле, как отмечают специалисты, один из наиболее архаичных и самобытных инструментов с многовековой историей, покоряющий своей лиричностью и неповторимым нежным тембром. Его рождение связывают с именем старца-волшебника Вяйнямёйнена, легендарного прародителя карельского и финского народов, одного из главных героев знаменитого эпоса «Калевала» (12+) - собрания рун, которые обработал и издал в 1835 году ученый-фольклорист Элиас Лённрот.

Согласно «Калевале», Вяйнямёйнен свою первую кантеле сделал из щучьих костей, а вторую - из березы и волос прекрасной девушки:

Вот бегут по струнам пальцы,

Все пять пальцев пробегают,

Пальцы струны рвут с весельем,

Перепрыгивают быстро.

Начал старый Вяйнямёйнен;

Он на кантеле играет.

Пальцы тонкие он выгнул,

Приподнял большие пальцы.

Зазвенела тут береза,

Тут зеленая запела,

Пела золото-кукушка,

Нежно пел девичий волос.

Заиграл сильнее старец.

Струны кантеле ликуют,

Скачут горы, рвутся камни,

Скалы все загрохотали,

Рифы треснули морские,

Хрящ на волнах закачался;

Сосны с радости плясали,

Пни скакали на полянах.

И все Калевалы жены

Тут работу побросали...

 

Между прочим, считалось, что играть на этом инструменте мог только наделенный в роду статусом ведуна старейшина, хранитель высшей духовной мудрости. Впрочем, он уже давно прекрасно звучит и в женских руках.

Например, в рамках «Новогодней погремушки» маленькие слушатели познакомились с композицией «Новогодняя сказка». Она была создана заслуженной артисткой Карелии Валентиной Матвеевой, которая сейчас живет в Финляндии, преподает в академии имени Сибелиуса в Хельсинки и до сих пор пишет музыку для старинного инструмента.

Кроме музыки малышей ждало погружение в сказку. В этот раз они услышали «Заюшкину избушку» (0+) - про хитрую лису, которая хотела выгнать зайку из лубяной избушки. А затем стали раскрашивать бумажные погремушки, с которыми позже под задорную карельскую польку вместе с мамами и папами пустились в пляс. Конечно, далеко не все попадали в такт, но никто и не ждал грациозности. Главное - чтобы было весело и интересно. А этого в «Новогодней избушке» оказалось с лихвой.