Заходишь в зал Культурно-выставочного центра Русского музея, а с каждой стены на тебя смотрят художники, их портреты. Да не по одному, сразу по несколько, кое-кто и вовсе будто играет в прятки, затаившись с другой стороны колонны. Определить, чье именно изображение перед глазами, - не всегда сразу возможно, ведь авторы использовали различные техники и жанры.

Анатолий Шаковец.

Выставка «Автопортрет. Живопись и графика из собрания музея» получилась весьма любопытной и интересной. На ней представлены живописные и графические произведения из фондовой коллекции областного художественного музея.

- На каждом из них художники изобразили сами себя, какими себя видят, в то же время делают это согласно своему положению в обществе, семейному состоянию, - рассказала хранитель музейных предметов Оксана Третьякова. - Каждый автопортрет - это и взгляд автора на себя «со стороны». Художник познает себя, сопоставляет с другими. В зависимости от задачи используются различные выразительные средства: мимика, экспрессия взгляда, жеста, позы, силуэт фигуры. Кроме того, на выставке можно увидеть и ретроспективные автопортреты. Например, созданный Фишером в 1734 году в жанре графической гравюры.

Каждый автор в разное время видит себя по-разному. В истории известны целые серии автопортретов. Не стали исключением и наши художники. На выставке можно сравнить взгляд на себя Анатолия Сергиенко в 1975, 1978 и 2000 годах. Если первые два написаны в традиционной живописной манере, то третья работа выполнена в интересной технике, сродни декоративно-прикладному искусству, - это оргалит: на твердый материал акриловыми красками наносится объемное изображение.

Максим Драницин.

Или, например, два автопортрета Никиты Духно. Первый, написанный в 1979-м, на фоне домов и птиц, передает внешний вид художника, а вторая работа, датированная 2000-м, - образный взгляд со спины. Автопортреты, созданные Максимом Дранициным в 2006 и 2015 годах, разнятся в основном только возрастом автора. Если на первом перед нами еще юный художник, то на более позднем произведении мы видим, что он стал взрослым и серьезным. Анатолий Шаковец запечатлел себя также дважды: в графической и живописной техниках. Эти работы будто смотрят друг на друга с противоположных стен выставочного зала.

Надежда Кузьмина.

- Портреты могут быть профессиональными, когда автор изображает себя с атрибутами своего дела - кистями, красками, мольбертами. Яркий пример - картина Николая Морозова, размещенная на афише выставки. Или же личностные, если художник хочет открыть публике другие стороны своей натуры, показать себя в каких-либо жизненных ситуациях. Так, Валентина Петрова изобразила себя на борту корабля в Арктике, Надежда Жилина - на фоне города, а Нэля Макеева - на фоне храма, в окружении деревьев и цветов, - пояснила хранитель.

Особняком в этом ряду прекрасных работ стоит автопортрет Юрия Анкудинова. Автор передал свое изображение в абстрактной технике, поэтому понять, как художник выглядел в действительности, крайне сложно.

Зато автопортрет Виктора Кобзева наверняка вызовет у многих посетителей улыбку. Даже не читая этикетку, можно понять, кто автор. Художник изобразил себя в какой-то даже мультяшной манере, схожей с норвежскими троллями. На картине автор в маленьких очках и в компании с собакой.

Никита Духно.

Помимо графических и живописных работ гости музея увидят также произведения декоративно-прикладного искусства. Например, Татьяна Шмидт использовала гобелен и лоскутную мозаику, чтобы передать свое изображение, а Ирина Сергиенко создала портреты себя и супруга в технике горячего батика - роспись краской по ткани.

Выставка «Автопортрет. Живопись и графика из собрания музея» работает до 1 августа.