Театр начинается с вешалки, а новый спектакль Мурманского областного драматического театра для зрителей - с ожидания перед закрытыми дверьми. И не потому, что артисты или реквизиторы не успели вовремя подготовить сцену, нет. Это - часть сценария.

Главное - тема

Хотелось бы оставить в тайне и следующий шаг публики, но он станет понятен по фотографиям, поэтому скажем, что, когда двери откроются, зрители пойдут на сцену, а не занимать свои кресла.

Такое необычное начало было придумано для постановки «Две дамочки в сторону севера» (16+) по одноименной пьесе Пьера Нотта. Поскольку сейчас у труппы нет своего или арендуемого здания, то показы проходят в Центре современного искусства.

- Площадка небольшая, и пьесу мы выбирали с учетом дальнейшего проката на Малой сцене уже в нашем здании на проспекте Ленина, - пояснил режиссер-постановщик, художественный руководитель театра Вадим Данцигер. - Вообще здесь очень уютно. Хочется поблагодарить Центр современного искусства, который приютил нас и создает практически тепличные условия работы. Когда такое происходит, понимаешь, что в городе есть очень хорошее творческое место, направленное на созидание, творчество, искусство.

Однако все-таки главным критерием выбора пьесы послужила ее тематика, а сюжет отошел на второй план. Хотя он тоже интересен: зрители увидят безумное путешествие двух сестер, отправившихся на север Франции, чтобы найти могилу отца и похоронить рядом мать. Параллельно они путешествуют друг к другу.

- В пьесе заложена философская тема, которая всех и пленяет. В данном случае автор обращает наше внимание на вечные, самые главные и в то же время самые пугающие вопросы: любовь и смерть, жизнь и смерть, - продолжил Вадим Данцигер. - Мне как режиссеру это крайне интересно. И уж тем более интересно посмотреть на данную тему через призму жанра, через комедию. Кажется, он, наоборот, только усиливает тематику. При этом сюжет не играет никакой роли. Да, сестры объединяются, в финале публику будет ждать еще одно событие, но мы не будем спойлерить, северяне все увидят сами.

Возможно, тематика и делает пьесу «Две дамочки в сторону севера» (16+) такой востребованной. Произведение Пьера Нотта было объявлено критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. Она и сегодня считается одной из самых модных в Европе и России: свои вариации постановки представили в Бельгии, Германии, Италии, Австрии, Англии, Греции, Японии, Болгарии, США, Ливане и в нескольких российских театрах.

Мужской и женский взгляды

Как уже сказано, постановка предназначена для малой сцены. А значит, и количество персонажей минимально: это сами сестры, две дамочки неопределенных лет. Но если судить по возрасту их матушки, то им не менее пятидесяти. Также в спектакле задействован еще один персонаж, некая пародия, меняющая свой облик в зависимости от сюжета. Хотя в аннотации заявлены шесть актеров. Дело в том, что постановка подготовлена для двух составов - мужского и женского.

- Таким образом мы пытаемся убить двух зайцев, рассматривая тематику еще и гендерно, - сказал худрук. - Единственная разница в конструкции спектакля у разных составов - это песня главных героинь. Остальные отличия заключаются в разнице угла взгляда на ту или иную ситуацию, но рисунок спектакля остается одинаковым для обоих составов.

Не стоит ждать и разнообразия декораций - в основном это две металлические конструкции, похожие то ли на столы, то ли на кровати, которые в разных сценах выполняют разные функции: то стены лифта, то тамбур вагона поезда, то камера в полицейском участке, то стол для прощания... Все перестановки внутри спектакля делают сами актеры, технические службы не задействованы на сцене, они работают за кулисами, контролируют световое и звуковое сопровождение.

- Пьесу «Две дамочки в сторону севера» нельзя назвать традиционной или классической, она сама по себе эксцентрично-новаторская, - рассказал Вадим Данцигер. - Стоит помнить, что она написана не драматургом, а артистом Пьером Ноттом, человеком театра до мозга костей. Когда ставишь так называемые актерские пьесы, всегда делаешь ставку на артистов, ведь очень многое зависит от их импровизаций, которые помогают и в репетиционном процессе, и в поисках образов, и в работе с партнером. Плюс режиссер тоже волен импровизировать. На мой взгляд, это очень хорошо. Создается некая хулиганская атмосфера, в хорошем смысле этого слова. Хулиганство как стиль, а не манера поведения. Всем известно, насколько артисты любят хулиганить.

Что ж, настал черед и мурманского зрителя оценить текст автора и его интерпретацию заполярным творческим коллективом. Публику ждет почти полтора часа непрерывного экшна, действия в мощном темпоритме (за исключением первой, вводной сцены).

В спектакле заняты: Светлана Лебедева, Юрий Луговых, Александр Покатнев, Ирина Рыдзелева, Олеся Трум, Андрей Шпеко.

Ближайшие показы состоятся 10 и 11, а затем 17 и 18 июня. Начало - в 19 часов.