По душе и по заказу

Заходишь в выставочный зал - и, как говорится, глаз радуется, причем во всех смыслах: впечатляет мастерство авторов, а также масштабы их произведений, в среднем от метра и больше (люди с не очень хорошим зрением меня поймут). Такой подарок северянам сделали в Мурманском областном художественном музее - на третьем этаже главного здания открылась экспозиция с говорящим названием «Большая картина». Она знакомит посетителей с произведениями из коллекции музея, которые либо никогда не покидали запасников, либо крайне редко экспонировались именно в силу своих размеров.

Борис Заозерский. «Аленка».

- Приходя на любую выставку, мы, как правило, сразу бежим к большим полотнам: они интересны, ярки, красочны, - сказала главный хранитель Ольга Кузьминых. - Глядя на такие работы, понимаешь, что художника, скорее всего, к написанию картины побудили не сиюминутные чувства, ведь это долговременный процесс, кропотливый, фундаментальный. Тем интереснее рассматривать произведения. Например, Александр Иванов писал «Явление Христа народу» двадцать лет. В коллекции нашего музея таких нет, как правило, представлены картины, созданные по итогам путешествий, пейзажные полотна. Либо это заказные картины - на индустриальную тему, к примеру. Так, у нас хранится много картин, созданных в 60-х годах прошлого века. В тот период нужно было рассказать о личности человека труда - так и появились портреты комбайнеров, плавильщиков, сварщиков - или о замечательной стройке. Взять, например, картину «Чудо-гигант» Николая Кузнецова. Самое интересное, что ее детали достаточно мелкие, но в целом мы видим, чувствуем масштаб.

По соседству с изображением стройки разместился «Портрет плавильщика Любаева» кисти Спартака Горинова. Благодаря размерам полотна голубоглазый мужчина предстает перед нами в полный рост. Он нажимает на рычаг и смотрит вправо - на строящийся химический завод в Казани. С другой стороны на это глядит комбайнер Баннов, чье изображение также написал Спартак Горинов. Можно сказать, что житель деревни наблюдает за тем, как развивается город.

- На выставке посетители увидят большое количество светлых и радостных лиц, - продолжила Ольга Кузьминых. - К примеру, албанские дамы на картине Юрия Подлясского «Базар в Милотти». Южные женщины рассматривают товар, и мы как будто становимся рядом с ними и тоже неосознанно начинаем приглядываться к тому, что лежит на прилавках. Или любимица экспозиции - великолепная «Аленка», написанная Борисом Заозерским. Этот петербургский мастер уникален тем, что любая его этюдная работа смотрится завершенной. На полотне автор изобразил светлый образ девочки с разбитой коленкой, которая бежит по полю. Знаете, на выставках мы стараемся развешивать картины так, чтобы они все дружили, общались между собой, это помогает понять общее настроение. Поэтому сейчас шутим, что Аленка бежит к комбайнеру, несет ему завтрак, а по пути ей встречаются плавильщик, мотоциклист и смеющиеся девушки из Конакова.

Юрий Подлясский. «Базар в Милотти».

Великаны-дебютанты

В другой половине зала рассказаны совсем иные истории. Здесь посетители видят прекрасные уголки природы. Не путевой звездой, но манящим светом в эту часть экспозиции можно назвать самое масштабное полотно выставки - «Полярный фрагмент» Петра Рейхета. Художник так мастерски передал свечение солнца сквозь облака, что они притягивают к себе. Эффект усилен тем, что, когда заходишь в зал, часть картины именно с этими облаками будто выглядывает из-за стены, и ты невольно сразу направляешься туда.

- Автор огромную часть жизни провел в Арктике, не понаслышке знает о суровых условиях и прекрасных видах этого края, - сказала главный хранитель музея. - «Полярный фрагмент» - картина на стыке символизма и реалистичного жанра. Мы видим вроде бы привычный пейзаж, но в то же время он кажется сказочным. Облака - просто чудо, филигранная работа. Самые реалистичные на этой картине горы. А всплески воды у берега будто сошли с иллюстраций сказок. Корабли, своим видом отсылающие нас к средневековому флоту, дают повод задуматься о периоде времени, изображенном на полотне. Флаги, судя по крестам, датские. На берегу расположился небольшой город с высокими домиками. Похожие и сейчас есть, например, в Амстердаме или Калининграде.

Дальше по курсу - «Север» Льва Богомольца. Эта картина - дебютант выставки, ее еще никогда не показывали. Автор написал скалы и море в зелено-коричневой гамме. В таких же тонах выполнено еще одно произведение этого художника - «В Баренцевом море», где самой четкой, светлой и яркой деталью является парящая чайка.

Представлены в экспозиции и мурманские авторы. Виталий Бубенцов с рыбацкой темой - «Большой улов»: на картине мужчины поднимают на корабль огромный трал, наполненный рыбой. Также северяне увидят очередное произведение, написанное Анатолием Сергиенко на библейские мотивы, работу Александра Феофилактова.

Виталий Бубенцов. «Большой улов».

Всего в зале расположилось 30 полотен. Для понимания масштабов скажем лишь, что обычно на выставках можно увидеть порядка 70 произведений. А если участвуют небольшие графические листы, то это число может доходить до 120.

- Во всех музеях мира большая картина не так часто показывается. Как правило, часть из них «живет» на своих местах в постоянных экспозициях, но их не так много, потому что если показывать только большую картину, то не останется возможности продемонстрировать другие. Поэтому нынешняя выставка уникальна. Да полотна и сами рады, ведь, участвуя в экспозиции, они заиграли новыми красками, Уверена, «Большая картина» вызовет отклик у северян, поскольку она проводится впервые.

Познакомиться с картинами-великанами можно до 28 марта. Кстати, после 7 марта к ним присоединится портрет Владимира Маяковского, созданный Николаем Денисовским. Сейчас он украшает собой большую часть стены на первом этаже, но после закрытия «Выставки одной картины», экспонатом которой является, поднимется по лестницам на третий. Место в зале для него уже есть.