Культуру можно изучать не только в музеях и на лекциях, но и по вещам, которые нас окружают и кажутся привычными, на самом деле они могут многое рассказать и об истории семьи, и об истории народа.

Взять для примера полотенца. У кого их нет дома? Причем они самые разные - махровые, вафельные, даже бумажные... Конечно, по таким изделиям мы если и можем судить, то только о производителе и качестве товара. А вот раньше все было совсем иначе. Хотя и сейчас наверняка у многих найдется пара-тройка полотенец, перешедших к нам от бабушек. О них-то и хочется поговорить.

Длиною в жизнь

Поводом для такого разговора стала выставка «Полотенца», которая работает в главном здании Мурманского областного художественного музея. Там более 30 экспонатов из собрания музея, выполненных из льна и хлопка в технике вышивки и ткачества.

- Эта экспозиция из цикла «Простые вещи», - пояснила заведующая экспозиционно-выставочным отделом Арина Науменко. - Предметы, которые есть у каждого из нас дома, но мы не задумываемся об их истории. Согласитесь, полотенца есть у всех, но, конечно, не такие, как выставлены в зале. Здесь рушники, как их называли восточные славяне. Они имели обрядовое значение, и скорее больше относятся к декоративно-прикладному искусству. Естественно, ими не вытирались после бани или мытья рук - для этого были утирки из простых тканей. А рушники сопровождали человека всю жизнь. Даже сама форма предмета продолговатая, как наша жизнь. Их длина могла быть от метра до пяти. Чем длиннее, тем лучше.

Лариса Романова. Полотенце «Мурманск».

У каждого народа и даже у каждого региона существуют свои традиции и обычаи, связанные с полотенцами. Но есть и общие черты. Так, полотенца было принято дарить на рождение, на крещение ребенка, на свадьбу, на которой вообще использовалось семь - десять полотенец - для обвязывания жениха с невестой, для подачи каравая, молодые ступали на полотенца и так далее. Если человек умирал, полотенцами прикрывали зеркала, их вешали на окно, чтобы душа могла прилететь на него и наблюдать за родственниками... На иконах в деревнях тоже до сих пор во многих домах висят рушники, на столах вместо скатерти и так далее.

Самые ранние предметы экспозиции - 30-х годов прошлого века. Невооруженным взглядом видно, что они вышиты вручную, с любовью. А одно и вовсе сыграло роль открытки, скорее всего, его подарили на день рождения, ведь мастерица вышила на ткани крестиком цветы и надпись: «Желаю счастья в жизни».

Разнятся полотенца и по технике ткачества - бранное, ремезное, узорное и другие. Их вышивали также различными способами: крестиками, ришелье... Особым шиком считалось, чтобы изнаночная сторона совпадала с лицевой. Например, на выставке представлено полотенце, созданное в традициях каргопольской вышивки. Сотрудники музея специально повесили его так, чтобы посетители увидели две стороны изделия. Изнанку можно определить только по подписи автора.

Неизвестный автор. Полотенце. 1930 год.

Что скрывает узор?

- Край полотенца обязательно обрамлялся или кружевом, или вышивкой, или обвязывался крючком, - продолжила Арина Науменко. - В основном использовался красный цвет, символизирующий тепло, чистоту, солнце, землю. Он торжественно-парадный. Полотно брали контрастного цвета, как правило, белое, говорящее о чистоте намерений. Сюжеты могли быть разными, чтобы усилить обрядовую силу полотенца. Каждый орнамент несет свою информацию, чтобы изделие могли использовать как молитву, оберег, зашифрованную историю. Как правило, мы видим птиц, они были призваны принести владельцу богатство, удачу. Подобные узоры часто встречаются в северных регионах, а в южных мастерицы чаще украшали полотенца образами женщины в широкой юбке в форме колокола с поднятыми руками, переходящими в изображения птиц или ветви дерева. В этом орнаменте проявляется культ богини земли и плодородия.

Трактовать узоры можно по-разному, каждый видит свое. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами, например, является символом мирового дерева, древа жизни. Вышитые птицы на дереве - это посредники между миром живых и мертвых. Лебеди играли роль верной любви и чистоты, уточки - знаки трудолюбия хозяйки дома и символы плодородия, голуби - символы супружеского счастья. Если увидите грозди винограда, значит, мастерица хотела передать тему изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом.

Неизвестный автор. Полотенце. 1930 год.

Заслуживают внимания и ромбы, которые довольно часто можно увидеть на полотенцах. Это главная и наиболее устойчивая фигура в орнаменте. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам, условно понимаются как лучи солнца. Этот знак-оберег с годами превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия, жизни. Если автор изображала ромб с точками в центре и поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, то такой орнамент означал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб - символ земли или тверди, а цепочка вертикально расположенных ромбов - «дерево жизни».

К сожалению, в наше время традиция дарить полотенца со смыслом практически исчезла. Хотя до сих пор существуют некоторые общества, которые поддерживают традиции декоративно-прикладного искусства. Так, в зале представлены три экспоната, созданные в обществе «Труженица». Оно существует в Рязанской области с 1929 года, и в последнее время его сотрудницы занимаются возрождением традиций михайловского кружева. Они создают изделия вручную, о чем свидетельствует информация на бирке - каждая содержит имя мастерицы.

Об этих и других секретах такого простого и привычного предмета, как полотенце, расскажет выставка. Она работает до 29 августа. Сотрудники музея пообещали, что в следующем году подготовят вторую часть экспозиции, на которой мы узнаем о роли полотенца в современной повседневной жизни.