Выставка как признак дружбы

Ни для кого не секрет, что историю страны и искусства можно изучать по произведениям живописи. Если говорить об изображениях людей, то благодаря художникам следующие поколения видят костюмы и головные уборы, популярные в тот или иной период, разницу в манере создания картин. Cеверяне и гости Кольского Заполярья могут поближе познакомиться с жизнью и традициями одного из сословий - в областном художественном музее открылась выставка «Купеческий портрет». Она приехала к нам из одного из самых известных и крупных музеев страны - Государственного исторического.

- Купечество - это совершенно особое сословие, внесшее огромный вклад в экономику и культуру России в XVIII - XIX веках, - рассказала главный хранитель, заместитель директора по научно-фондовой работе Русского исторического музея Марина Чистякова. - Это были люди со знанием языков, образованные, с направленностью вкладывать свои средства в развитие страны. Переходя от портрета к портрету, мы можем видеть по костюмам, как менялся социальный статус купечества, отношение к образу. При этом купцы сохраняли верность традициям, меняя стилистику. Знакомясь с картинами, мы понимаем, что это сословие не чувствует себя ущемленным: перед нами самодостаточные, обеспеченные люди, наделенные большими возможностями.

Кучиков. Портрет семьи купцов Косиных за чаепитием. 1840 г

К слову, выставка «Купеческий портрет» - не первая, которую привозят в Мурманск из Государственного исторического музея. Северяне уже видели «Парад Победы», военные плакаты и рисунки, «Русский Север» из их фондов, и вот настал черед новой экспозиции.

- Приезд к нам выставки - признак продолжения серьезного профессионального сотрудничества музеев, - взял слово председатель регионального комитета по культуре и искусству Сергей Ершов. - Выставка «Купеческий портрет» для Мурманска не только интересна, но и уникальна: купцы Кольского Севера значительно отличались от тех, которые жили в Сибири, средней полосе или на юге страны. У нас было специфическое купечество, связанное с морем, оно позиционировало себя скромнее.

- Самая большая коллекция купеческих портретов хранится в фондах Государственного исторического музея. Знакомясь с экспонатами, мы можем узнать множество фактов, а также увидеть очень разнообразную живопись, - сказала директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова. - В дополнение к полотнам в витринах представлены предметы декоративно-прикладного искусства: старорусские и традиционные украшения - перстни, кольца, пуговицы XVII - первой половины XIX века из коллекций московских купцов, собирателей российской старины.

История - в деталях!

Для первых посетителей выставки представители Государственного исторического музея провели экскурсию, во время которой северяне узнали более подробно об экспонатах.

- Вот портрет типичного представителя городского самоуправления, так выглядели чиновники от купечества в середине XIX века, - пояснила старший научный сотрудник, хранитель коллекции живописи XVIII-XIX веков Людмила Руднева. - Это очень говорящий портрет ростовского купца Максима Михайловича Плешанова, созданный в 1854 году. Перед нами явно деловой человек: на столе лежат бумаги и Священное Писание, за окнами - пейзаж с изображением храма. Купец был благотворителем, много средств отправлял в церкви. Он был отмечен государственной наградой, об этом говорит медаль с изображением царствующего императора на ленте. Это именно купеческая награда, дворян награждали орденами.

Еще один интересный портрет - неизвестного купца, автор полотна также неизвестен. Мужчина на картине очень влиятельный, относившийся к себе с большим уважением. Картина исполнена еще в традициях парадного портрета XVIII века: об этом говорят кресло, стол, занавес, перспектива, в которой часто изображалось какое-нибудь важное здание. В нашем случае это Адмиралтейство. Весьма вероятно, что купец занимался какими-то поставками.

- Затем у купцов начался переход к более светской жизни, и это явно читается в портретах, - продолжила Людмила Руднева. - Так, во второй половине XIX века мы уже не видим в обликах признаки народных черт, за исключением бороды. Как правило, представители этого сословия настойчиво продолжали носить бороды. Еще интересно, что мужчины в тот период часто изображались с сигарой или с папиросой - признак некоего шика, особое ощущение свободы. Вот один из наиболее поздних портретов - конца XIX века - представителя рода Солдатенковых. Автором полотна является известный художник Николай Богданов-Бельский. Происхождение человека выдают крупные кисти рук, которые могли бы принадлежать кузнецу или крестьянину, знакомому с плугом.

Загадка серии

Представлены на выставке и женские портреты. Одна из ранних работ знакомит нас с сибирской купчихой. Картина любопытна тем, что в ней сочетаются совершенно различные черты. С одной стороны, полотно исполнено с намерением создать большой парадный портрет в духе XVIII века. Вместе с тем мы видим пейзажный фон, характерный для сентиментализма. Но если, к примеру, классик сентиментализма Владимир Боровиковский писал свою модель будто бы в парке, то купчиха изображена на фоне очень сурового леса.

Неизвестный художник. Портрет купчихи в праздничной одежде Тверской губернии. 1840 г

В одежде женщины сохраняется традиция ношения головного платка: сибирские купчихи часто носили его на жестком каркасе, и в целом это сооружение походило на женские средневековые европейские головные уборы. В кружевном воротнике усматриваются элементы гораздо более раннего костюма, такие изделия носили дворянки в 80-х годах XVIII века. А само платье с черными оборками не находит аналогов в светском костюме. Видимо, оно было создано по фантазии хозяйки.

Это еще не все сюрпризы и загадки экспозиции. На одной из стен посетители могут видеть серию портретов семьи московских купцов Золотаревых. Полотна подарили их потомки Государственному историческому музею. Они рассказали такую легенду: в начале XIX века был создан парадный портрет большой семьи, а когда родители скончались, дети разрезали картину, и каждому досталась часть. Некоторые детали пропали, а четыре остались в семье. И если внимательно присмотреться, можно понять, что, действительно, эти картины являются частями одного целого полотна.

Выставка «Купеческий портрет» открыта в главном здании музея на улице Коминтерна. Экспозиция работает до 13 октября.