Подсказка древних мастеров

Отправляясь на выставку батика, ожидаешь увидеть платки или палантины, расписанные чудными цветами, а в зале тебя встречают настоящие картины с замысловатыми сюжетами, загадками и глубинными смыслами. Именно такое ожидание-реальность встречает всех северян и гостей края на экспозиции Марины Таран «Глубина». В нее вошли работы, созданные в разные годы.

Первым делом возникает мысль: как же много здесь птиц, будто в гнездовье какое попал! Потом присматриваешься и видишь рыб, которых также много. Любопытно, почему автор выбрала именно их?

Китообразные.

- Я привязана к этому всему, мне кажется, на Кольском полуострове много мест силы. Поэтому северная и морская тематики являются моими любимыми, и посетители увидят на выставке рыб и птиц. Чайки - это же визитная карточка нашего края. Говорят, многие их не любят, но не понимаю, как можно не любить этих красивых пернатых, - пояснила Марина Таран. - Почему «Глубина»? Речь не о морской глубине, а гораздо шире: о глубине веков, души, всего, что нас окружает. Это жизнь, смерть, материнство, добыча пропитания, которая опять-таки не должна стать главной целью, а лишь давать силы жить дальше.

Некоторые картины по манере напоминают наскальные рисунки, те же канозерские петроглифы. Однако Марина Таран не копирует, так сказать, древних мастеров, нет, она использует их приемы, стремясь передать собственные мысли о вечных ценностях.

Птицыны сны.

- Наскальная живопись не создавалась просто ради развлечения. Как правило, это были ритуальные рисунки, которые обозначали очень важные вещи. И они остаются важными на протяжении многих веков, - продолжила автор. - Так, в экспозиции представлен диптих «Загляни в мою ладонь». Одна из картин стала иллюстрацией к книге Аллы Иштимировой-Посоховой из Ханты-Мансийска. Это книга одного стихотворения - о любви к родному краю. Его перевели на 16 финно-угорских языков, в том числе на карельский, саамский и финский. Иллюстрации делали 16 художников из разных стран. Автор предложила мне украсить страницу с саамским текстом, перевод на который сделала жительница Ловозера. Я согласилась, и в результате получился диптих. В нем говорится о детстве, о вечных ценностях. Вообще, «Загляни в ладонь» - это то, что остается в памяти для души.

На самой картине мы видим линии, как на ладони. А манера изображения опять-таки наталкивает на мысль о петроглифах. В части диптиха под названием «Отражение» художница нарисовала идущих по дороге друг за другом оленя, человека и еще двоих оленят. На другой части под названием «Птицы» вверху мы видим человека и птиц, а внизу - человека и рыб. Как пояснила автор, во второй части диптиха речь о жизни и смерти: один человек улетает с птицами, другой смотрит на него снизу. Схожие темы были нередки в петроглифах, которые изображали умершего вверху, ведь все хотели думать, что люди уходят не в землю, а уносятся в высоту.

Апрель.

Просто о сложном

- Да, в моих работах можно проследить философский подход. Когда рисую, не всегда с самого начала осознаю, что хочу вложить, а потом смотрю и понимаю, что именно это хотела сказать, - рассказала Марина Таран. - Вот, к примеру, «Птицыны сны». Я нарисовала спящую яйцеобразную птицу, внутри которой находится золотое яйцо и которая сама заключена в золотое яйцо. Почему такой сюжет? Когда моя дочь была маленькая, я вдруг осознала, что любая женщина в ожидании ребенка заключается в какую-то сферу, через которую ничто пробиться не может. Ты живешь будто в своем отдельном мире. По крайней мере, у меня так было: казалось, что все вокруг прекрасно и позитивно. Обратите внимание: птица держится лапками за тоненькую веточку, но она кажется очень крепкой. Так и женщина лишь через время понимает, что все было очень зыбко, нельзя было точно предугадать, как доносишь ребенка, что будет с этим миром, с тобой, ведь на улице происходит разное, например, гололед или не все водители аккуратно водят машины... Но тебе в тот период не было страшно.

Не менее любопытна еще одна картина - «Китообразные». Ее центральной фигурой является кит, также автор изобразила двух девушек: одна спокойно идет с двумя ведрами за водой, а другая, с растрепанными волосами, стоит, в испуге прижав руки к лицу. Какое-то смешанное впечатление возникает: вроде бы автор передает нам картину спокойной жизни, но с ней не гармонируют эмоции одной из героинь.

Окунь,который хотел.

- Это холодный батик, двустороннее панно, которое очень хорошо смотреть на просвет, - прокомментировала художница. - Этой работой я хотела показать родство кита и человека. Кит вообще загадочное существо. Считается, что все мы вышли из воды, но, по одной теории, кит, наоборот, в процессе развития ушел в воду. Кстати, ДНК его и бегемота близки, это доказано учеными, а нижние плавники скелетом схожи с лапами. Я пыталась передать обыкновенный сюжет из жизни: вот мужчина едет на телеге, запряженной лошадью, на другом участке полотна женщина пошла за водой, и на фоне этого мы видим беспредельное горе девочки. Но появляется большой и добрый кит, он поддержит несчастную, и все будет хорошо. Но реально ли ее горе на самом деле? Знаете, в юности мы часто создаем проблемы на ровном месте. Мир нормальный, все вокруг хорошо, а у нас что-то такое случилось, и, кажется, никто не может помочь. Когда человек вырастает, то вспоминает об этом с удивлением, ведь ничего страшного не случилось. Краски использованы яркие и позитивные, а у девочки горе. Так и в жизни бывает - на контрасте...

Какие еще чудеса и загадки ждут гостей выставки - узнаете сами, когда придете в выставочное пространство. «Глубина» в «Арктике» будет гостить до 24 февраля.