Поддержка императора 

Удивительно, насколько познавательно посещать музеи. Во время знакомства с экспозициями можно увидеть не только то, как возникал и развивался тот или иной вид искусства, но и проследить историю страны, вспомнить моменты из своего детства. К примеру, в отделе народного искусства и ремесел Мурманского областного художественного музея работает выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии». Экспонаты предоставлены московским Мультимедиа Арт Музеем, которым руководит известная многим Ольга Свиблова. Это первый опыт сотрудничества двух музеев, но уже есть предложения о дальнейшей совместной работе. 

- Выставка необыкновенно интересна, ее очень любопытно разглядывать. Во время знакомства с экспозицией мы понимаем, сколько всего было заложено в фотографии, - сказала на торжественной церемонии открытия директор музея Ольга Евтюкова. - Сейчас это один из наиболее демократичных видов искусств, но изначально все было сложно технически. В конце XIX и начале ХХ века далеко не каждый человек мог позволить себе купить аппарат, поэтому люди ходили в фотоателье, чтобы сохранить для потомков свои изображения. Одним из поклонников фотографии был император Николай Второй. Благодаря его увлеченности сохранилось много снимков царской семьи, комнат, кабинетов. Тот же Зимний дворец мы можем видеть до, во время и после переворота. Естественно, на снимках, сделанных не только Николаем Вторым, но и другими свидетелями тех событий. 

Однако вернемся к истории. Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской - в 1860-е годы. Правда, технологии цветного фото еще не существовало, и снимки попросту раскрашивали. Ведь людям хотелось видеть собственное изображение живописным. В конце концов не зря же клиенты ателье готовились к съемке, подбирали одежду, аксессуары, украшения - хотели выглядеть красиво и гармонично. 

Кроме того, раскраска снимков позволяла скрыть недостатки отпечатков, в том числе и тех, которые начинают производиться на альбуминовой бумаге, со временем желтевшей. Чтобы скрыть это, бумагу тонировали в зеленый, розовый и другие цвета, раскрашивали акварелью, гуашью, маслом, а позднее - анилиновыми красителями. Иногда в процессе раскраски фотография дорисовывалась, и на заднем плане появлялись растительный орнамент или различные предметы интерьера. 

В конце XIX - начале ХХ веков возрождается поиск национальной идентичности, проявляется интерес к национальным особенностям жителей Российской империи. Поэтому появляются целые серии раскрашенных фотографий с персонажами в национальных костюмах: русских, татарских, кавказских, украинских... Раньше эту роль выполняли фарфоровые миниатюрные скульптуры. На выставку в Мурманск приехали и такие фотографии. К примеру, одной из центральных работ является портрет девочки с красным венком в малоросском костюме, сделанный в 1900 году. 

Несколькими годами позже наконец была изобретена действительно цветная фотография. И фотографы начинают активно запечатлевать и пейзажи. Северяне могут увидеть, как выглядели Новый Афон, Курская губерния, виноградники в имении Великого князя в Крыму. По этим местам путешествовал один из основателей цветной фотографии в России Сергей Прокудин-Горский. Его работы настолько поразили Николая Второго, что он поручил мастеру заснять все возможные стороны жизни россиян. Для этого ему были выделены специально оборудованный железнодорожный вагон, небольшой пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой - моторная лодка. Для съемок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». 

Пропаганда счастья 

Конец такому романтическому отношению к фотографии положили Первая мировая и Октябрьская революция. Советская власть видела в ней важное орудие пропаганды в стране, где 70 процентов населения не умели читать и писать. С середины 1920-х годов большое распространение получает фотомонтаж, позволяющий соединить документальную достоверность снимка и новые советские мифы. В этот период цвет становится уже идеологическим «визуальным оружием». 

Александр Родченко, один из работавших тогда мастеров, возрождает и забытую было технику ручной раскраски. В выставочном зале отдела народного искусства и ремесел представлены его работы спортивной тематики: «Прыжок с турника», «Бег. Стадион «Динамо», «Конно-спортивные состязания», сделанные в середине 30-х. 

Позднее, в конце 1950-х, во время хрущевской оттепели, каноны становятся более мягкими и допускают определенную свободу в эстетике, позволяющую приблизить фотографию к обычной жизни. Доказательство тому - серия Дмитрия Бальтерманца «Арбатская площадь», часть которой приехала и в Мурманск. 

- В ней есть необыкновенно красивые фотографии, - отметила Ольга Евтюкова. - Взять тот же непреходящий мотив дождя и зонтиков. Дмитрий Бальтерманц запечатлел очень бытовой момент: остановка трамвая, дождь, зонтики. Но это жизнь большого города, автор увидел красоту в этой обыденности. 

В овеянное романтикой прошлое посетители попадут и благодаря другим снимкам Дмитрия Бальтерманца: вот аппарат с газировкой, рядом - разговаривающие о чем-то торговка, одетая в фуфайку, и милиционер, мужчина, торгующий книгами... Согласитесь, практически каждый из нас видел подобные картины пару десятков лет назад. 

Или снимок, сделанный для обложки журнала «Советский Союз» за август 1954 года: глава семьи вернулся домой с коробками конфет, тортом, подарочными свертками. Его появлению рады, дочь отвлеклась от игры на пианино, мать с улыбкой продолжает протирать праздничную посуду, сын с надеждой смотрит на отца... В тяжелое послевоенное время люди стремились создать ощущение счастья. 

- «Первоцвет» - одна из удивительных выставок, которая показывает, как раньше жили люди, а также дает возможность задуматься: а был ли счастлив народ на этих снимках? Какие чувства испытывает прекрасная дама в бальном платье? А мальчик-кадет? - сказала директор музея. 

Всего в экспозиции представлено более 70 работ. Выставка работает в отделе музея на улице Книповича до 1 декабря.