Разбор психологии

Сочный красный занавес, круглый подиум с подсветкой - такого сцена в бывшей «Атлантике» еще не видела. Причиной их появления стала премьера спектакля «Папа. Адажио» (16+), который поставил художественный руководитель театра Вадим Данцигер по пьесе Флориана Зеллера. Впрочем, думается, публика будет удивлена и самой новой работой труппы - темами, которые в ней затрагиваются, жанром, игрой актеров, минимумом декораций и специально созданными эффектами.

- О каких особенностях можно рассказать? В «Папа. Адажио» (16+) мы применили принцип света, но все-таки главной отличительной чертой можно назвать жанр, - прокомментировал Вадим Данцигер. - Мы его определили как психоэксцентрику. Немного поясню, о чем речь. С одной стороны, мы придерживаемся логики разбора материала психологически более традиционной для русского театра. С другой, форма спектакля достаточно эксцентрична, она яркая, эмоциональная, близкая массовым видам искусства. Мы пытались синтезировать, найти золотую середину. Каких-то серьезных сложностей в работе не возникало, если только технического характера: вы же понимаете, мы находимся не в театральном пространстве. Да, у коллектива был достаточно длительный период его обживания, но все-таки у данной площадки есть особенности. Отсутствие того же штанкетного хозяйства - того, что позволяет на сцене произвести быструю смену декораций. Думаем, нам удалось преодолеть эти трудности. Те, кто придут на спектакль, увидят зал в немного новом качестве.

- Свет в постановке, на мой взгляд, должен показать состояние души человека, который находится в данной ситуации, - взял слово художник по свету Павел Кудельков. - Мы не говорим о том, что покажем какие-то суперэффекты, дорогие приборы. Нет. Свет выстроен так, чтобы зритель понял, как себя чувствует герой. Это, на мой взгляд, самое важное - подчеркнуть работу режиссера и актеров. Сценография диктует пространство, а мы в нем живем. Спектакль - это же коллективная работа.

Если коротко говорить о содержании пьесы, то ее главными героями являются 80-летний Андрэ и его дочь Анна. У папы возрастной регресс: он теряет память, чувствует себя одиноким, ведь вместе с памятью из его сознания уходят родные и сам он. Из жизни главного героя постепенно исчезают пространство, квартира, быт… Явь чередуется с картинами подсознания, разные ситуации возникают в различных интерпретациях - больного сознания и ясного ума.

Поведение Андрэ непредсказуемо и эксцентрично, как в цирковом представлении, которое он и разыгрывает то ли для себя самого, то ли для своих близких. Ему кажется, что все вокруг какие-то странные. Анна страдает не только от папиного недуга, но и от того, что ей, живой и посвятившей себя заботе об отце, предпочитают давно погибшую сестру.

Впереди планеты всей

Еще интересный факт. Эту пьесу Флориан Зеллер написал специально для оскароносного Энтони Хопкинса. В прошлом году в Америке был снят фильм «Отец» (16+) со знаменитым доктором Лектором во главе, мировая премьера состоится в апреле. В России «Папа» идет в нескольких театрах. Так, впервые его поставили в Норильске, затем - в «Современнике», где главные роли исполняют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова, в государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова на сцене играют Сергей Маковецкий и Марина Александрова.

Этот ряд продолжает Мурманск, действуя на опережение киноверсии. Одна из главных ролей - у заслуженного артиста РФ Александра Водопьянова. Именно он воплотил образ Андрэ.

- Мой персонаж - человек в возрасте, у которого из семьи осталась лишь дочка. Он порой не знает, что с ним происходит. Мы постараемся показать и вместе со зрителями провести это психологическое исследование - глубокое и жестокое по отношению к людям. Больше ничего говорить не буду, увидите, придя на спектакль, - сказал Александр Александрович. - Работать над ролью было довольно сложно, тем более в таком жанре, он требует дополнительно больших физических усилий. Что помогло проникнуться героем? Я просто знаю подобные истории, видел людей в таком состоянии в разных фазах. Слышал, как и что они говорят. Жизненный опыт мне помог.

- Вадим Иосифович считает, что одной из главных тем спектакля является предательство, - присоединилась к разговору Наталья Волкова, играющая Анну. - Я немножко не согласна с тем, что дочь предает отца: она бьется-бьется изо всех сил, чтобы устроить его в жизни, чтобы было удобно ему и всем остальным. В конце концов у нее просто не хватает сил на это, она не справляется и предпринимает определенные шаги, чтобы отцу было лучше, ведь она уже ничем не может ему помочь. Это, может быть, несвойственно российским людям, у нас до последнего принято ухаживать за своими родными, если они больны. Но пьеса все-таки написана французом, и там, в Европе, это совершенно нормальное явление, когда людей в почтенном возрасте с серьезными заболеваниями помещают в специальные социальные учреждения.

Также хочется обратить внимание на декорации к спектаклю. Художник-постановщик Борис Шлямин решил не создавать на сцене бытовые «картинки», поэтому северяне не увидят гостиные с диванами и тому подобное. Из предметов будут лишь стулья, передвижной столик и окно.

Премьерные показы «Папа. Адажио» назначены на 5, 6, 27 и 28 марта. Начало - в 19 часов.