Когда мы видим клетчатый принт на одежде или аксессуарах, сразу возникает ассоциация с Англией. А уж если узор выполнен в красном, светло-коричневом, черном и белом цветах - других вариантов быть не может, перед нами творение модного дома Бёрберри. Или подделка под это имя.
Однако главный опознавательный знак марки появился далеко не сразу. Этому предшествовала долгая и довольно богатая история, с которой можно познакомиться на выставке из цикла «Короли грез» в главном здании областного художественного музея.
- Основоположник международной сети магазинов - Томас Бёрберри. А начиналось все с того, что мальчик, окончив школу, поступил подмастерьем к портному, - рассказала директор музея Ольга Евтюкова. - Бывают такие удивительные люди. Томас был одержим идеей сделать одежду для простых людей удобной. Он очень много работал с тканью, и чудо произошло: в 1879 году Бёрберри изобрел габардин, известный нам до сих пор. Габардин не промокал и заменил все материи, которые тогда использовали для пошива одежды охотников и рыболовов. Мы его иногда называем плащевкой. При этом Томас, с моей точки зрения, был достаточно романтичным. Ткань он назвал в честь местечка, которое упоминается в произведениях Уильяма Шекспира, а не по месту своего рождения или изобретения.
Габардин - так в пьесах английского драматурга именовалось место, где можно было спрятаться от дождя. Одежда из габардина пользовалась невероятным спросом, особенно ее любили спортсмены и путешественники. За короткое время материал стал популярен и среди простых людей. К 1891 году спрос вырос настолько, что Томасу Бёрберри пришлось закрыть магазин в провинции и переехать в Лондон, где он запустил оптовые поставки ткани для пошива спортивной одежды и экипировки для путешественников.
Интересно, что члены экспедиции Руаля Амундсена, первыми достигшие Южного полюса, были облачены в одежду от Бёрберри. Палатки также были сделаны из водонепроницаемого габардина. Костюмы этой фирмы надели и авиаторы - капитан Джон Элкок и лейтенант Артур Браун, совершившие в 1919 году первый беспосадочный перелет через Атлантику в открытой кабине самолета. Во второй половине 50-х годов ХХ века в Будапеште орудовал неуловимый вор, получивший прозвище вора-джентльмена. Его смогли опознать и наконец-то поймать только из-за украденного костюма Бёрберри, который он всегда надевал, выходя на очередное дело.
- Ткань была очень качественная, легкая и непромокаемая. А в период Первой мировой войны модельеры создали плащ-тренч с крылаткой и погонами, - продолжила Ольга Евтюкова. - Модель запатентовали в 1912 году, она стала прообразом классического тренча Бёрберри. Одна из удивительных черт плаща - клетчатая подкладка как память о знаменитых английских пледах. К слову, он до сих пор на пике популярности.
После Второй мировой войны, в 60-е годы ХХ века, плащ не сдает своих позиций и переходит из разряда военной одежды в гражданскую. Наверняка почти все из нас представляют, как выглядит знаменитый тренч, просто не каждый знает, какому модному дому принадлежит авторство. Так, всеми любимая Одри Хепберн носила такой плащ в фильме «Завтрак у Тиффани». В обычной жизни его предпочитали Сомерсет Моэм, Уинстон Черчиль, Артур Конан Дойл, Редьярд Киплинг.
- Конечно, такое пальто не каждая дама может себе позволить из-за довольно высокой стоимости, а вот парфюм от Бёрберри более демократичен, - сказала директор музея. - Подобная история характерна для большинства модных домов: начинается все с текстиля, костюмов, аксессуаров - шляпы, ленты, были даже сапоги с клетчатыми вставками - а затем выпускается линейка парфюма. Первые духи Бёрберри появились в 1981-м, в год 125-летия марки, и сразу множество людей стали поклонниками ароматов. Конечно же, последователи основателя торгового дома понимали, насколько важна упаковка и подача духов. Согласитесь, зачастую бывает так, что человек не может вспомнить или описать, как пахнет парфюм, но он точно знает, как выглядит флакон. Флаконы Бёрберри очень строгие, красивые, созданы по традициям из толстого стекла - прозрачного или молочного. И разумеется, на большинство из них нанесена клетка.

Девиз модного дома - «Вперед», а знак фирмы - мчащийся на коне рыцарь. Это тоже весьма символично и романтично: доспехи, рыцарство, благородство, верность. Несмотря на солидный возраст, компания постоянно развивается. Так, поклонниками дома Бёрберри были и остаются члены королевской семьи. Дизайнеры даже выпустили принт, который носит имя принцессы Дианы: это классическая клетка, но выполненная в светло-голубом, темно-синем, черном и красном цветах. Есть и обувь, получившая название в честь культовой модели Кейт Мосс, the Kate shoe - в клетчатых туфлях-лодочках она однажды снялась для рекламной кампании модного дома.
В 2000-м фирма запустила линию мужских юбок-килтов. Желающие приобрести такую одежду записывались в лист ожидания, все экземпляры были распроданы за неделю. До сих пор в одном из нью-йоркских бутиков марки настоящие брутальные шотландцы могут заказать килт с рисунком своего клана. С 2002 года можно заказать индивидуальный пошив плаща-тренча. В 2008-м появились сумки со знаковым принтом, а шарф в клетку, по признанию специалистов, является самой подделываемой вещью Дома.